Основные богословские термины эпохи христологических споров

Страницы работы

Фрагмент текста работы

период   мучительного   переосмысления   значения большинства богословских терминов в соответствии с oросом IV Вселенского Собора, установившего различие между терминами «природа» и «ипостась» и сблизившего последний с термином «лицо». Этот процесс заканчивается около середины VI века.

3)  После V Вселенского Собора (553 г.).

Во второй половине VI-VIII вв. православное христологическое учение обретает законченность и стройность, основанные, во-первых, на отождествлении понятий ουσία и φύσις с одной стороны, ύπόστασις и πρόσωπον с другой, а во-вторых, на установлении четкого различия между двумя парами синонимичных терминов.

Естественно, приведенная схема не имеет отношения к христологии нехалкидонитов, которые, не приняв IV Вселенский Собор, сохранили дохалкидонскую христологическую терминологию, что создает немалые трудности для правильного понимания их богословской мысли.

Рассмотрим содержание терминов «природа (φύσις)», «ипостась (ΰπόστασις)», «лицо (πρόσωπον)», «сущность (ουσία)».


1.1. «природа» (φύσις)

Наиболее общее определение природы приводит прп. Анастасий Синаит (VII в.):

«В соответствии с церковным образом мыслей природа есть истинное существование вещи... природа есть все то, что существует истинным образом, а не то, что изрекается как плод воображения... Церковь называет природой истинную реальность существующих (вещей), или же воосуществленностъ их» .

В самом широком смысле слова «природа» обозначает все, чтосуществует объективно, независимо от нашего сознания. В более узком смысле «природа» означает некоторый родвещей (существ), обладающих тождественными качественными характеристиками. Так, св. Иоанн Дамаскин определяет природу как «вид, который не может быть разделен на другие виды (είδικώτατον είδος,)» . При этом как совокупность известных признаков природа может быть только умопостигаема , но свое реальное выражение находит только в отдельном. Таким образом, «природа» означает:

а)  множество   вещей   (существ),   обладающих   одними н теми   же   качественными   характеристиками.   То,    что св. Иоанн Дамаскин называет «естеством, какое созерцается в (целом) роде (εν τω εϊδει θεωρούμενη φύσις)» . Например, человеческая природа — все множество живших и живущих на земле людей, начиная с Адама.

б)  конкретную реализацию общей природы, по отношению к которой общая природа есть «владычица, причина и родительница» . Св. Иоанн Дамаскин называет это «естеством,  созерцаемым  в  неделимом  (εν  άτόμω  θεωρούμενη φύσις)».

В силу тождества качественных определений между общим естеством и его конкретным выражением наименование общей природы прилагается и к ее конкретным реализациям.

«Слово же Бог означает и общность естества и одинаково употребляется в отношении к каждой ипостаси — подобно тому, как и слово человек. Имеющий божеское естество есть Бог, и (имеющий) человеческое — человек» .

Именно поэтому мы утверждаем, что Господь Иисус Христос в Воплощении воспринял человеческую природу во всей полноте, кроме греха, хотя Он не воспринял всех личностей человеческого естества, и Его человечество представляло собой конкретную человеческую экзистенцию, а не идеальную реальность в платонистском смысле, по отношению к которой каждый человек являлся бы имманентным проявлением.

Природы отличаются одна от другой по своим качественным определениям. Таким образом, основное назначение термина «природа» (φύσις) — указывать на различие.

1. 2. «ипостась» (ύπόστασις)

Изначально слово «ипостась» (от глагола υφίσταμαι — «существовать») не имело философского значения и на разговорном языке могло обозначать все, что обладает действительным существованием. В этом широком, нетерминологическом смысле понятие «ипостаси» практически совпадает с тем определением «природы

Похожие материалы

Информация о работе