- Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Тем не менее, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.
- отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.
- После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.
Помимо вышеуказанных этапов необходимо понимание таких составляющих коммуникации, как обратная связь и помехи.
Помехи – это все факторы, которые могут помешать получению и восприятию информации, они снижают качество сигнала и, как следствие, всего процесса коммуникации в целом.
Выделяются 3 основных типа коммуникативных барьеров:
1. барьеры, обусловленные факторами среды (например, акустические помехи, отвлекающая обстановка, температурные и погодные условия и т.д.)
2. технические барьеры (например, неполадки телефонной линии, сети Интернет и т.д.)
3. человеческие барьеры:
- психофизиологические (например, физиологические нарушения, нервное напряжение, усталость и т.д.)
- социокультурные (например, непонимание в связи с разницей в статусе, ценностях, языковой барьер и т.д.)
Для осуществления эффективной коммуникации необходимо минимизировать негативное влияние посторонних шумов.
Обратная связь - это реакция на то, что услышано, прочитано или увидено. Информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.
Следовательно, эффективная коммуникация должна иметь двустороннюю направленность (наличие обратной связи). И коммуникацию следует считать эффективной, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Рассмотрев основные этапы эффективной коммуникации, перейдем к непосредственному рассмотрению системы маркетинговых коммуникаций.
В условиях современного рынка уже недостаточно только иметь качественный товар или услугу. Для увеличения объемов продаж необходимо донести до сознания потенциального потребителя информацию о товаре (услуге), выгоде, которую получат потребители в результате их приобретения и использования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.