Статичность модели Шеннона была восполнена
понятием обратной связи. Это понятие позволяло сделать модель более близкой к
реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Модель стала более
динамичной. Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени
соответствовала потребностям в различных областях выдвигались и другие
динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом была
разработана подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников
коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного,
эмоционального и артистического аспекта.
Дальнейшее развитие линейные коммуникационные модели получили в работах У.
Шрамма, Дж. Рили, М. Вайт, Д. Берло и др.
Так Шрам предлагал рассматривать коммуникацию, как циркулирующий процесс, он представлен на рис. 1.
Рисунок 1. – Модель коммуникационного процесса У.Шрамма
Основное достоинство заключается в том, что это модель У. Шрамма -двухсторонняя модель.
Среди отечественных авторов может быть назван Ю.Воронцов, линейная модель которого включает 15 компонентов.
К настоящему моменту накоплен значительный опыт коммуникативного анализа в различных сферах человеческого бытия. Известно большое количество моделей коммуникации. В рамках этих моделей, как правило, выделяют коммуникатора, аудиторию, средства коммуникации, содержание коммуникации, эффект сообщения и обратную связь.
К таким моделям относится общеизвестная модель Ф. Котлера, которая заключается в следующем: Отправитель – Кодирует – Средства распространения информации – Расшифровка получателем – Ответная реакция – Обратная связь с отправителем, а также включает Помехи, которые присутствуют на всех стадиях коммуникативного процесса.
Следует понимать, что определений, данных коммуникативному процессу, достаточно много. Вот как, например, о коммуникационном процессе говориться в учебнике Мескона М. «Основы менеджмента»:
«Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми».
При этом основной целью коммуникационного процесса является обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
Так в процессе коммуникации можно выделить четыре базовых основополагающих элемента. К ним относятся:
При обмене информацией и отправитель и получатель проходят несколько этапов. Цель: так составить исходное сообщение и выбрать такой канал передачи, чтобы донести информацию таким образом, чтобы она была максимально точно истолкована и воспринята.
Можно выделить следующие этапы процесса коммуникации:
- Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. На этом этапе необходимо осознать, какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, а также оценить адекватность и уместность ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели коммуникаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.