Исследование системы маркетинговых коммуникаций в ООО «Компания Старком», страница 4

Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи. Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Модель стала более динамичной. Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в различных областях выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом была разработана подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.
Дальнейшее развитие линейные коммуникационные модели получили в работах У. Шрамма, Дж. Рили, М. Вайт, Д. Берло и др.

Так Шрам предлагал рассматривать коммуникацию, как циркулирующий процесс, он представлен на рис. 1.

 


Рисунок 1. – Модель коммуникационного процесса У.Шрамма

Основное достоинство заключается в том, что это  модель У. Шрамма -двухсторонняя модель.

Среди отечественных авторов может быть назван Ю.Воронцов, линейная модель которого включает 15 компонентов.      

К настоящему моменту накоплен значительный опыт коммуникативного анализа в различных сферах человеческого бытия. Известно большое количество моделей коммуникации. В рамках этих моделей, как правило, выделяют коммуникатора, аудиторию, средства коммуникации, содержание коммуникации, эффект сообщения и обратную связь.

К таким моделям относится общеизвестная модель Ф. Котлера, которая заключается в следующем: Отправитель – Кодирует – Средства распространения информации – Расшифровка получателем – Ответная реакция – Обратная связь с отправителем, а также включает Помехи, которые присутствуют на всех стадиях коммуникативного процесса.

Следует понимать, что определений, данных коммуникативному процессу, достаточно много. Вот как, например, о коммуникационном процессе говориться в учебнике Мескона М. «Основы менеджмента»:

«Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми».

При этом основной целью коммуникационного процесса является обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Так в процессе коммуникации можно выделить четыре базовых основополагающих элемента. К ним относятся:

  1. Источник или отправитель, т.е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
  2. Сообщение, собственно информация, осмысленная и закодированная соответствующим способом с помощью символов.
  3. Канал, средство передачи информации.
  4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией и отправитель и получатель проходят несколько этапов. Цель: так составить исходное сообщение и выбрать такой канал передачи, чтобы донести информацию таким образом, чтобы она была максимально точно истолкована и воспринята.

Можно выделить следующие этапы процесса коммуникации:

  1. Зарождение идеи.

- Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. На этом этапе необходимо осознать, какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, а также оценить адекватность и уместность ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели коммуникаций.

  1. Кодирование и выбор канала.