До нижнего конца фильтра в скважину спускают колонну труб (насоснокомпрессорных или бурильных) со специальным распределительным устройством. Сначала скважину промывают чистой жидкостью, затем в жидкость добавляют гравий. Поток переносит гравий по колонне труб через распределительное устройство в кольцевой зазор между фильтром и стенками скважины {рис.2, а). Гравий заполняет этот зазор, а жидкость, пройдя через отверстия фильтра, поднимается в распределительное устройство и далее по затрубному пространству на поверхность.
После того как весь участок ствола за остовом заполнится гравием, намыв заканчивают и опрес-совывают гравийное уплотнение. Затем посредством обратной циркуляции вымывают из фильтра остатки гравия (рис2, б) и трубы поднимают из скважины.
Качество работы фильтра зависит от выбора состава гравия и толщины гравийной обсыпки. Если коллектором служит тонкозернистый песчаник, а для обсыпки применяют крупные зерна гравия, то
при эксплуатации тонкие частицы породы будут легко проникать в скважину. Чтобы избежать этого, размер частиц гравия для фильтра выбирают с учетом гранулометрического состава породы продуктивного пласта.
Рис. 2. Схемы намыва гравия для создания фильтра:
а —намыв гравия; б — обратная промывка; 1 — колонна труб; 2 — распределитель потоков; 3 — пакер; 4 — хвостовик с фильтровыми трубами; 5 — гравий; 6 — стенка скважины
1.25. АВАРИИ И ОСЛОЖНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БУРЕНИЯ, ИХ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
При бурении нефтяных и газовых скважин, эксплуатационных и разведочных могут возникать аварии. Аварии представляют собой нарушения технологического процесса проводки скважины, вызываемые потерей подвижности колонны труб или их поломкой с оставлением в скважинах элементов колонны труб, различных предметов, инструментов, для удаления которых требуются специальные работы.
Аварии, возникающие в процессе бурения скважин, классифицируются по следующим видам:
аварии с бурильными трубами — оставление в скважине частей бурильной колонны (переводники, муфты, замки, калибраторы, центраторы, стабилизаторы);
прихваты колонн бурильных и обсадных труб —заклинивание их в стволе скважины, прижатие труб к стенкам под действием перепада давления в стволе и пласте, при образовании сальников, обвалах и осыпях;
аварии с долотами-оставление в скважине долота, расширителя или их частей;
аварии с обсадными колоннами —обрыв труб в резьбовых соединениях и по телу трубы;
аварии вследствие неудачного цементирования —повреждение обсадных труб, недоподъем цементного раствора, оставление раствора в колонне;
аварии с забойными двигателями— оставление их на забое скважины целиком или отдельных узлов;
падение в скважину посторонних предметов;
прочие аварии — оставление в скважине испытателей пластов, геофизических приборов, кабеля, нерегулируемые (открытые) фонтаны-нефтяные, газовые, водяные.
Прихваты бурильных и обсадных колонн
В бурении для подъема колонны труб из скважины часто требуется приложить усилие, значительно превышающее вес самой колонны. Иногда для страгивания колонны с места и подъема необходимо усилие, близкое к предельному, допускаемому прочностью труб, или даже превышающее его. Это происходит в результате затяжек колонны, называемых прихватами. Прихват — осложнение, вызванное нарушением технологии бурения или недостаточно правильным учетом особенностей геологического строения. Пытаясь устранить прихват, часто прилагают усилие, при котором колонна обрывается. Прихват осложняется аварией.
Существует несколько причин затяжек и прихватов колонн.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.