Метод разработки бурение, страница 39

Верхняя часть цилиндра лубрикатора со­общается с полостью, заполненной буровым раствором, а нижняя — с внутренней по­лостью двигателя, заполненной маслом. Луб­рикаторы позволяют иметь запас масла и компенсировать его утечку в процессе экс­плуатации, а также регулируют объем масла внутри электродвигателя при изменении температуры, что исклю­чает опасность значительного повышения давления и разрушения

Рис.   VI.6.   Конструк­ция   электробура

              сальников. На электробуре установлены два лубрикатора. Один соединен с двигателем, другой 4 заполнен густым маслом и соеди­нен с верхним сальником для уменьшения расхода жидкого масла двигателя.

К нижней части корпуса двигателя присоединяется шпиндель­ное устройство, в котором на мощных радиальных и упорных под­шипниках 11 смонтирован полый вал шпинделя 12 с присоединен­ным долотом 13. Валы двигателя и шпинделя соединены зубча­той муфтой. Буровой раствор из вала двигателя по каналу в вале шпинделя поступает через долото на забой.

Выходной нижний конец вала шпинделя уплотнен сальником. Шпиндель смонтирован в заполненном маслом цилиндрическом корпусе, который на резьбах соединен с корпусом электродвига­теля. Вал шпинделя также полый, смонтирован на радиальных и упорных подшипниках качения. Нижняя часть шпинделя имеет резьбу для присоединения долота. Радиальные нагрузки воспри­нимаются роликовыми подшипниками, а осевые — многорядной пятой, состоящей из упорных подшипников качения.

Внутренняя полость шпинделя заполнена более густым, чем в двигателе, маслом и имеет свой кольцевой лубрикатор, распо­ложенный в верхней части шпинделя. Лубрикатор служит для под­держания повышенного давления масла внутри шпинделя и тем самым защищает его подшипники от попадания в них бурового раствора. Незначительные утечки масла восполняются из лубри­катора. Для предохранения от проникновения бурового раствора внутрь шпинделя и двигателя, заполненных маслом, все соедине­ния корпусов электробура уплотнены резиновыми кольцами круг­лого сечения, расположенными в специальных канавках у стыков соединенных корпусов.

Для предупреждения попадания бурового раствора, проходя­щего через полые валы двигателя и шпинделя, внутри электро­бура применяется шарнирное уплотнение, а в нижней части дви­гателя установлен торцовый сальник, отделяющий масло двига­теля от масла шпинделя. Для уменьшения частоты вращения вала шпинделя в некоторых конструкциях электробуров устанавливают редуктор между двигателем и шпинделем.

Электробуры выпускают диаметрами 170, 215 и 250 мм, мощ­ностью 100—130 кВт при синхронной частоте вращения 600 и 750 об/мин и напряжении 1100—1650 В.

Марки электробуров Э250/16, Э250/8, Э215/8, Э170/6 и т. д. расшифровываются следующим образом: Э — электробур; 250 или другое число — наружный диаметр корпуса в мм; 16, 8 или дру­гая цифра — число пар полюсов, которое определяет частоту вра­щения двигателя.

Система подвода электроэнергии

Токопровод, по которому ток напряжением 1000—1500 В с по­верхности подводится к двигателю, состоит из секций шлангового кабеля с кабельными муфтами на концах. Каждая секция смон­тирована па опорах внутри бурильной трубы.

Электроэнергия к электробуру, находящемуся в скважине, под­водится от сети по кабелю через кольцевой токоприемник к сек­циям кабеля, расположенным внутри колонны труб. Секции ка­беля, находящиеся внутри вращающегося ствола токоприемника, снабжены автоматической контактной муфтой. В свою очередь нижний конец кабельной секции ведущей трубы также имеет ав­томатическую муфту, укрепленную на опоре в ее замке.

При свинчивании бурильного замка эта муфта автоматически соединяется с контактным стержнем, укрепленным на опоре в ниппеле замка бурильной трубы. Замковая муфта бурильной колонны, свинченная со вторым ее концом, снабжена такой же контактной муфтой, как и нижняя часть ведущей трубы. Такими кабельными секциями с контактными муфтами и стержнями обо­рудованы все бурильные трубы колонны. Верхняя головка элект­робура также имеет контактный стержень, соединяющий электро­бур с токоподводом. Таким образом, внутри каждого элемента бурильной колонны есть кабельная секция с автоматическим кон­тактным соединением.