Метод разработки бурение, страница 40

Так как токоподвод расположен внутри труб, он защищен от повреждений при спусках и подъемах, транспортировке и других операциях с трубами на буровой. В связи с тем, что кабель разме­щен внутри бурильных труб, уменьшается площадь сечения для прохода бурового раствора, особенно в местах крепления кабель­ных секций в замках. Поэтому при бурении электробурами при­меняют бурильные трубы с наружу высаженными концами и ши­рокопроходные бурильные замки типа ЗШ, приспособленные для крепления кабеля.

Трехфазный переменный ток может подводиться к двигателю по трехжильному кабелю или двухжильному с одной заземлен­ной фазой. Контактное соединение состоит из муфты и стержня. Контактная муфта представляет собой резиновое тело с коль­цами, к которым присоединены шипы секции кабеля. Резиновые изоляции кабеля и муфты сращиваются между собой.

Контактный стержень состоит из резины, контактных колец с присоединенными концами токоведущих шин секции и кабель­ной секции.

Резиновое тело муфты при соединении плотно обжимает стер­жень, в результате чего соединение герметизируется. При спуске 'бурильной колонны в скважину, заполненную жидкостью, уплот­нение и контакт токоподводящих колец улучшаются за счет обжа­тия муфты гидростатическим давлением. Поверхность соединения муфты и стержня смазывается при эксплуатации касторовым мас­лом для улучшения изоляции и предохранения от попадания рас­твора

Эксплуатация электробуров

При подготовке электробуров к бурению проверяют степень заполнения их лубрикаторов маслом и сопротивление изоляции обмотки. Контактный стержень смазывают касторовым маслом, а электробур опускают в скважину, затем свинчивают свечи и спускают колонну. После спуска каждой свечи проверяют сопро­тивление ее изоляции прибором, установленным на посту буриль­щика. Если колонна собирается первый раз, проверяют направ­ление вращения электробура по реактивному моменту.

По мере роста глубины скважины увеличивается длина токо-подвода и уменьшается напряжение на вводном стержне элект­робура. Для поддержания номинального напряжения на двига­теле в зависимости от длины кабеля и режимов его работы при­меняют трансформаторы с отводами на первичной и вторичной обмотках, которые периодически переключают. Если на трансфор­маторе установить такое напряжение, чтобы при номинальной на­грузке двигателя на его зажимах оно было номинальное, то во время холостого вращения напряжение в двигателе будет выше номинального, соответственно будет выше и сила тока.

С повышением нагрузки двигателя напряжение на его зажи­мах снижается, падает реактивная и возрастает активная состав­ляющие тока.

После окончания работы электробур извлекают на поверх­ность, измеряют сопротивление изоляции, заполняют лубрикаторы смазкой и осматривают его. Затем электробур вновь спускают в скважину. Профилактические и ремонтные работы проводят в специально оборудованных мастерских. Электробурами бурят скважины глубиной более 5000 м.

Ориентирование отклонителей

Ориентирование отклонителей на забое — наиболее ответствен­ная операция при искусственном искривлении. На рис. VI.13 по­казано несколько способов и приборов, используемых для этой цели. Сокращение затрат труда, ускорение процесса ориентиро­вания, а главное наибольшую точность ориентации обеспечивает применение переводника с магнитом и инклинометра. Способ ориентирования заключается в том, что в плоскости искривления размещают постоянный магнит, на который ориентируется маг­нитная стрелка инклинометра.


Рис. Схема ориентирования отклонителей в скважине


Рис Приборы   для   ориентирования   средств   искусственного   искривления скважин:

а — магнитный    переводник;    б — переводник    с    ножами;    в — забойный    инклинометр;    г — прибор   Шаньгина — Кулигина;   д — прибор   Амбарцумова