Метод разработки бурение, страница 49

Использование подпорного насоса снижает колебания давления в напорной линии. При использовании трехцилиндрового насоса с большим числом ходов необходимо применять подпорные на­сосы. При установке буровых насосов учитывают возможность сво­бодного доступа к ним со всех сторон.

Компенсаторы устанавливают на нагнетательной линии вблизи насоса для выравнивания пульсаций давления и подачи. В по­следнее время на буровых используют диафрагменные компенса­торы, поскольку воздушные колпаки с низким давлением воздуха при высоких давлениях промывочной жидкости громоздки и не обеспечивают равномерности подачи. Воздушный диафрагменный компенсатор представляет собой емкость, перегороженную эла­стичной диафрагмой. Одна часть заполнена газом под давлением, равным примерно половине рабочего, другая сообщается с нагне­тательной   линией.

При отсутствии в линии давления газ расширяется и запол­няет весь объем компенсатора, а диафрагма закрывает отверстие, связывающее его полость с напорной линией. С увеличением дав­ления раствора газ в компенсаторе сжимается, диафрагма отхо­дит и открывается отверстие, связывающее нагнетательную ли­нию с полостью компенсатора, которая начинает заполняться раствором. При пульсациях давления в напорной линии диа­фрагма перемещается, и сжатый газ над диафрагмой то сжима­ется, то расширяется, поддерживая тем самым более равномер­ным давление в напорной линии.

Наиболее распространены шаровые диафрагменные компенса­торы (рис. IV, 17). Они представляют собой стальной шаровид­ный толстостенный корпус 2 с крышкой 5, между которыми зажаты края резиновой диафрагмы 6". К, последней привулканизированы пластины, служащие как бы клапаном, закрывающим от­верстия в решетке 1, когда в напорной линии 9 нет давления и диафрагма принимает форму внутренней полости компенсатора. Последний прикрепляется к патрубку 8 напорной линии 9 через уплотнение 7, Такие компенсаторы хорошо выравнивают перепады давления в напорной линии и достаточно надежны. При износе диафрагму заменяют. Объем компенсатора заполняется газом че­рез колпачок 3 и вентиль 4 от баллона до необходимого давления.

2.15. КУСТОВОЕ БУРЕНИЕ СКВАЖИН

Чаще всего в один куст группируют более 30 скважин. Положение площади для кустового бурения следует вы­бирать для каждого конкретного случая индивидуально в зави­симости от необходимости обеспечения движения транспорта по магистрали, проходящей вблизи кустовой площадки, возможной ледовой нагрузки, методов строительства эстакад, дамб и других факторов. Подготовка площадки куста к строительству наземных сооружений и прокладка коммуникаций — основные подготови­тельные работы.

Площадку для кустового бурения необходимо располагать там, где по условиям рельефа местности затраты времени и средств на подготовительные работы будут минимальными. Для нефтяных и газовых месторождений, расположенных на заболоченной тер­ритории, возможны следующие методы их освоения:

сооружение кустовых площадок на возвышенной не затопляе­мой местности, если такая имеется па территории данного место­рождения;

сооружение дамб, огораживающих кустовую площадку;

сооружение искусственных намывных или насыпных островов;

сооружение эстакад и площйдок по типу морских, при высоком уровне паводковых вод и наличии мощных торфяников.

Для морских нефтяных месторождений возможны такие ме­тоды освоения, как:

1)  осушение прибрежной    территории с помощью оградитель­
ных дамб с последующей откачкой воды;

2)  засыпка прибрежной территории;

3)  сооружение морских эстакад;

4)  строительство эстакад при большой глубине моря с опорами
большого диаметра либо в виде пирамидальных башен с проле­
тами 30—40 м балочной, арочной или вантовой системы;

5)  сооружение   кустовых   скважин   над   уровнем   воды   с   по­
мощью:

насыпных островов и скальных платформ;

островов из железобетонных пустотелых конструкций, которые заполняются водой и песчаным балластом для погружения и при­обретения необходимой устойчивости;