Каждая ступень представляет собой два диска с лопатками: один диск — ротор— укреплен на валу турбобура, второй —статор. Лопатки статора и ротора расположены под углом друг к другу, вследствие чего поток жидкости, поступающей под углом из каналов статора на лопатки ротора, меняет свое направление и воздействует на них. Создаются силы, стремящиеся повернуть находящийся на валу ротор в одну сторону, а закрепленный в корпусе диск статора —в другую сторону. Далее поток жидкости из каналов ротора вновь поступает на лопатки статора ниже расположенной ступени, где опять изменяется направление потока. На роторе второй ступени также возникают силы, создающие активный крутящий момент, и т. д.
Буровой раствор, попадая в турбобур, проходит через все его ступени и подводится к долоту. Активный крутящий момент, создаваемый каждым ротором, суммируется на валу, а реактивный момент на лопатках дисков статора суммируется на корпусе турбобура. Оба момента —активный и реактивный —равны по величине и противоположны по направлению. Реактивный момент передается колонне, а активный долоту. Турбобуры имеют диаметр от 104 до 240 мм с числом ступеней от 25 до 350.
Конструкции турбобуров весьма разнообразные: односекцион-ные, многосекциоппые, высокомоментные, редукторные, шпиндельные и укороченные.
Односещионные турбобуры Т12МЗ выпускают диаметрами 240, 212, 195 и 172 мм с числом ступеней 100—120, собранных в одном корпусе. Рсзинометаллическая пята располагается у них в верхней части. При бурении наклонных скважин для ориентированного искривления используют более короткие односекционные турбобуры с числом ступеней 30—60.
Многосекционные турбобуры типа ТС состоят из двух и более последовательно соединенных между собой секций, каждая из которых собирается в отдельном корпусе вместе с валом и имеет 100 и более ступеней. Валы секций соединены конусно-шлицевыми муфтами. У секционного турбобура одна общая опора располагается .в нижней секции. Конструктивно нижняя секция отличается от односекционпого турбобура тем, что корпус в верхней части снабжен переводником с конической резьбой, а на верхней части вала имеется соединительная полумуфта. Положение роторов относительно статоров регулируется с помощью кольца, установленного между турбиной и осевой пятой.
Шпиндельный турбобур используется с целью уменьшения потерь бурового раствора через нижний подшипник-ниппель при бурении с гидромониторными долотами, для которых необходимо большое давление раствора при выходе его из турбобура. К нижней части турбобура присоединяется на резьбе отдельная секция — шпиндель, имеющая осевую пяту и радиальные подшипники для снижения потери раствора через зазоры между валом и подшипником корпуса. Шпиндельные турбобуры выпускают диаметрами 240, 195, 185, 172 и 164 мм.
Шпиндель представляет собой вал, укрепленный в корпусе на двух радиальных подшипниках. Для восприятия осевых нагрузок имеется резинометаллическая пята, которая состоит из набора стальных дисков и резинометаллических подшипников. Корпус шпинделя присоединяется к нижней турбинной секции через переводник, а вал — через муфту так же, как секции соединяются между собой.
Секционные турбобуры унифицированы и могут использоваться со шпинделем как одно-или многосекционные.
Турбобуры типа А имеют изменяющуюся характеристику при постоянном расходе жидкости. Перепад давления на турбине уменьшается в зависимости от нагрузки на долото и изменяющегося при этом тормозного момента. Вместо резинометаллических опор и подшипников используются шарикоподшипники.
Пята турбобура расположена в нижней части и представляет собой десятирядный шарикоподшипник, который работает в среде бурового раствора, поэтому для защиты от абразивных частиц устанавливаются сальники. Турбобуры типа А выпускают диаметрами 240, 195 и 164 мм, они имеют шифры: А9К5Са, А7Н4С и А6КЗС. Число ступеней достигает 240. В нижней секции размещаются ПО ступеней, остальные — в верхней. Для создания оптимальных условий работы долота и обеспечения повышенного крутящего момента при увеличении нагрузки на долото турбобуры типа А7Н используются с редукционным клапаном, устанавливаемым над турбобуром.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.