Метод разработки бурение, страница 61

Таблица    Характеристика  талевых  блоков  приведена  в  табл.

Подъемные крюки и крюкоблоки

Подвижная часть талевой системы представлена талевым бло­ком и крюком. В. современных буровых установках талевый блок и крюк иногда выполняются в едином конструктивном варианте, называемом крюкоблоком. На рис. IV.7 показан крюкоблок буро­вой установки БУ3000.

Талевый блок крюкоблока состоит из двух щек 1, к которым с обеих сторон приварены накладки 2. В верхней части щеки соединяются траверсой, а в нижней входят в карманы кронштей­нов корпуса крюка 7 и соединяются с ним при помощи съемных осей 8. В средней части щеки имеют расточку для оси 6, на кото­рой на двухрядных роликовых подшипниках установлены пять канатных роликов, закрытых защитным кожухом 4. Ось в щеках крепится двумя гайками 5.

Крюк крюкоблока состоит из корпуса 7, в котором па мощном шариковом подшипнике находится ствол 9, центрального рога крюка 12, соединенного со стволом при помощи пальца 10, и двух боковых рогов 3. В зазоре между корпусом и стволом размещается грузовая пружина, которая служит для приподъема из муфты отвинчиваемой свечи, стоящей на элеваторе или зажатой в клиньях ротора.

Зев центрального рога предназначен для подвешивания верт­люга, а два боковых рога — для подвешивания элеваторов (с по­мощью штропов). Для предупреждения выпадения штропов пре­дусмотрены запорные скобы 11 и 13. Проворачивание ствола крюка вокруг своей оси устраняется стопорным устройством 14.

Установки БУЗО00, укомплектованные механизмами ЛСП, снаб­жены талевым блоком специальной конструкции.

Рис.  Крюкоблок

Приспособление для крепления неподвижной ветви талевого каната ПМКЗ-38 (рис. IV.8) крепится к основанию вышки / и состоит из корпуса со стальным барабаном 4, шарнирно соединен­ным с верхней плитой 2, зажима для талевого каната 3, съемной щеки 5. Чтобы закрепить канат в приспособлении, необходимо снять зажим, навить канат в один слой на барабан и конец его закрепить зажимом, состоящим из двух планок. К основанию приспособление крепится при помощи верхней 2 и нижней 6 плит и стягивающих их болтов 7. Одна из плит кладется на балку основания вышечного блока, вторая устанавливается под бал^ кой, а затем они стягиваются четырьмя болтами. Масса приспо­собления 550 кг. Применяются приспособления и других конструк­ций, например МПК-1, ПНК-20Бр.

Рис.     Приспособление для  крепления   каната   ПМКЗ-38

Скорость ходового конца каната, навиваемого на барабан в среднем составляет 9—12 м/с, а при подъеме ненагруженного элеватора — 20 м/с. При такой скорости наблюдаются значитель­ные колебания каната, в результате чего витки его навиваются на барабан неравномерно, что ухудшает условия эксплуатации каната и вызывает его износ. Поэтому для устранения вибрации и раскачивания каната применяют приспособление для правиль­ной его навивки. Такие приспособления устанавливают на всех буровых, что обеспечивает не только лучшую укладку каната, но и сокращает его расход.

Уход за талевой системой сводится в основном к смазке под­шипников, наблюдению за работой шкивов и каната, за надеж­ностью крепления гайки ствола и предохранительных скоб рогов подъемного крюка. Перед пуском талевой системы убеждаются в том, что все шкивы свободно вращаются на оси, проверяют крепление кронблока и надежность всех болтовых соединений, установку предохранительных кожухов, а на закрепленном конце каната—трансформатора индикатора веса. Следят за тем, чтобы подшипники  не  нагревались до  температуры  выше 80 °С.

Смазка должна производиться в полном соответствии с ин­струкцией заводов. Для всех элементов талевой системы приме­няется универсальная смазка средней плавкости УС-3.

Под оснасткой талевой системы понимается навеска каната на шкивы кронблока и талевого блока в определенной последова­тельности, исключающей перекрещивание каната и трение его вет­вей друг о друга. Существует несколько типов оснастки. Чтобы провести оснастку системы, определяют число шкивов в талевом блоке, тип каната, диаметр и разрывное усилие каната. Диаметр каната должен соответствовать размеру желобов шкивов талевого блока и кронблока. Тип талевых желобов выбирают в соответст­вии с эксплуатационными требованиями и отношением диаметра барабана лебедки к диаметру каната.