Метод разработки бурение, страница 32

Подъемный вал — главный вал буровой лебедки, а в ряде новых конструкций (например, ЛБ-750) единственный. На одном конце вала укреплена шинно-пневматическая муфта, служащая для включения лебедки. На другом конце вала смонтированы трансмиссия  регулятора  подачи долота  и  барабан муфты  включения вспомогательного тормоза. В средней части подъемного вала между коренными подшипниками напрессован и закреплен на шпонке барабан. Он состоит из бочки и дисков. Наружная по­верхность барабана гладкая или с канавками под определенный диаметр талевого каната. С обоих концов барабана к дискам крепятся тормозные шкивы, поверхность которых даже при нали­чии вспомогательных тормозов во время торможения нагревается до температуры, в ряде случаев превышающей 900 °С. Соответ­ственно к этим деталям лебедки предъявляются большие требо­вания.

Трансмиссионный вал трехвальной лебедки 'Предназна­чен для приема одной скорости от силового привода и передачи двух и более скоростей промежуточному валу и в отдельных мо­дификациях одной высокой скорости на подъемный вал. В лебед­ках, имеющих коробку передач, трансмиссионный вал передает подъемному валу вращение через одну или несколько передач и через специальную передачу—вращение ротору. Этот же вал используется для присоединения к лебедке регулятора подачи долота. У лебедок У2-5-5 он выполняет функции только катушеч­ного вала при вспомогательных работах.

Промежуточный вал устанавливается только на трех-вальных лебедках. Его иногда называют катушечным в связи с тем, что на его концах расположены катушки, применяемые во время проведения вспомогательных работ и работ по раскреп­лению и свинчиванию бурильных труб при спуско-подъемных опе­рациях. Кроме того, этот вал предназначен для передачи подъ­емному валу двух и более скоростей.

 


Рис. 1V.9. Принципиальная схема трехвальной лебедки:

/ — главный барабан, расположенный на подъемном валу; 2 — механический тормоз "(глав­ный); 3 — фрикционная муфта медленного вращения; 4 — вертлюжок для подвода воды и воздуха; 5 — промежуточный вал; 6 — передача медленного вращения; 7 — трансмиссион­ный вал; 8 — передача привода катушечного вала: 9 — муфта включения катушечного вала; 10 — передача привода быстрого вращения: 11 — катушка для раскрепления замков; 12 — фрикционная муфта включения быстрого вращения; 13 — муфта включения вспомо­гательного тормоза; 14 — вспомогательный тормоз; 15 — вертлюжок для подачи воздуха и отвода воды; 16— передача привода ротора; 17 — балансир механического тормоза; 18 — коленчатый вал тормоза; 19 — тормозная лента; 20 — рычаг тормоза; 2! — цилиндр пневма­тического  торможения

2.11.Предупреждение искривления ствола скважины

Выбор конструкции низа бурильной колонны, обеспечивающей проходку скважины с высокими показателями работы долота,— основное мероприятие, направленное на предупреждение искрив­ления ствола скважины.

Ввиду большого числа одновременно действующих причин, спо­собствующих искривлению скважины, практически невозможно бурить ее в строго вертикальном направлении. Поэтому первооче­редной задачей является предупреждение значительного ее ис­кривления. Рассмотрим конструкцию низа бурильной колонны, в которой использован «эффект отвеса».

Рис.  Схема действия сил, влияющих на искривление скважины

Предположим, что скважина отклонилась от вертикали на угол а и направляющий участок (т. е. участок бурильных труб от долота  до  первой  точки   касания  колонны   со  стенкой  скважины) касается стенки скважины в точке Т (рис. VI.8). При отсутствии нагрузки на забой единственной силой, действующей на долото, является вес участка бурильной колонны Рп. Во время бурения под влиянием Рн долото стремится занять вертикальное положение, а под влиянием веса сжатой части колонны оно пере­местится вдоль ее оси.