Рис. VI. 12. Профили наклонных скважин:
1— вертикальный участок; 2—-участок увеличения зенитного угла; 3 —участок стабилизации или сброса кривизны; 4 — вертикальный участок В продуктивном пласте; 5 — горизонтально-разветвленные участки
1.13.БУРЕНИЕ ЭЛЕКТРОБУРАМИ
Первый электробур в нашей стране был создан в 1938—1940 гг. инженерами Н. В. Александровым, Н. Г. Григоряном, А. П. Островским, А. Л. Ильским и А. А. Богдановым. Электробуры применяют для бурения скважин, но из-за конструктивной сложности они не получили широкого распространения.
Электробур —забойный двигатель, предназначенный для бурения скважин. Он состоит из специального электродвигателя, шпинделя и системы защиты этих механизмов от проникновения промывочной жидкости. Электродвигатели — это погружные асинхронные машины. Внутренняя полость двигателя заполняется трансформаторным маслом. Чтобы устранить возможность проникновения в двигатель промывочной жидкости через сальники, давление масла в полости двигателя поддерживается на 0,2— 0,3 МПа выше давления промывочной жидкости, протекающей через электробур.
Шпиндель —промежуточное звено между двигателем и долотом. Он передает вращение долоту и воспринимает реакцию забоя. Система токоподвода, по которой с поверхности к двигателю подается ток, состоит из трехжильного шлангового резинового кабеля и токоприемника. Питание электробура осуществляется от промысловой высоковольтной сети через распределитель высокого напряжения и силовой трансформатор.
Давление на долото для разрушения породы так же, как и при роторном бурении, осуществляется нижней частью бурильной колонны, которая воспринимает реактивный момент. Разбуренная порода выносится на поверхность буровым раствором по кольцевому пространству между стенками скважины и бурильной колонной.
К преимуществам электробура по сравнению с гидравлическим двигателем можно отнести: независимость частоты вращения, момента и других параметров от количества ноступаемой жидкости, ее плотности и физических свойств, а также глубины скважины; постоянство частоты вращения, большая перегрузочная способность электродвигателя и возможность контроля процесса работы с поверхности земли.
Недостатки — необходимость одновременной подачи к забою двух видов энергии —электрической и гидравлической и сложность конструкции.
Устройство электробура
Электробур (рис.) представляет собой цилиндрическую герметичную маслонаполненную машину, в верхней части которой расположен трехфазный асинхронный электродвигатель 9 с короткозамкнутым ротором 7 из нескольких секций. Корпус статора 6 представляет собой трубу с соединительными резьбами на концах, в которую, запрессованы пакеты магнитной стали, чередующиеся с пакетами из немагнитной стали. Последние служат для уменьшения электрических потерь в статоре в местах установки шарикоподшипников 8 вала 5 ротора.
В пакетах ротора имеются пазы, в которых заложена обмотка. Концы ее соединены с кабелем 3, имеющим контактный стержень 1, который расположен в верхнем перевод-пике 2 электробура. На пустотелом валу насажены пакеты ротора, собранные из шихтованной листовой немагнитной стали с алюминиевой обмоткой. Каждый пакет представляет собой небольшой короткозамкнутый ротор. Между пакетами устанавливается радиальный шарикоподшипник 8.
Таким образом, двигатель электробура представляет собой как бы несколько (10— 12) последовательно соединенных на одном валу короткозамкнутых двигателей. Осевая нагрузка от веса ротора воспринимается нижним подшипником 10. Герметизация двигателя осуществляется сальниковыми уплотнениями, установленными в нижней 14 и верхней ./5 его частях, и уплотнением соединений корпусов. Чтобы устранить проникновение бурового раствора, давление масла внутри двигателя немного выше (на 0,2—0,3 МПа) давления бурового раствора, протекающего через электробур. Для этого в верхнем корпусе электробура устанавливают лубрикаторы 16, состоящие из цилиндра, заполняемого маслом, на которое давит поршень. Давление на поршень осуществляется пружиной и жидкостью. Пружина создает только избыточное давление.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.