При всех способах вращательного бурения подъем и спуск бурильных труб для замены изношенного долота, отбора керна, проведения ловильных или других работ в скважине, а также спуск обсадных труб — это часть процесса бурения скважин. Для проведения этих работ, а также для поддержания на весу спущенных в скважину бурильных труб в процессе бурения предназначена талевая система. Она представляет собой полиспастный механизм, который состоит из кронблока, талевого блока, подъемного крюка и стального каната, являющегося гибкой связью между буровой лебедкой и подъемным крюком, и механизма крепления неподвижного конца каната.
На верхней площадке буровой вышки устанавливается крон-блок. Подвижный талевый блок соединяется с кронблоком талевым канатом, один конец которого крепится к барабану лебедки, а второй — через приспособление к основанию вышки. К талевому блоку присоединяется крюк, на котором на штропах подвешивается элеватор для труб или вертлюг. В настоящее время талевый блок и подъемный крюк заводы-изготовители объединяют в один механизм —крюкоблок. Характеристика талевых систем приведена в табл. IV.2.
В талевой системе число шкивов кронблока всегда на один больше, чем в талевом блоке, а число ветвей каната в оснастке четное. Число блоков, их размеры и число ветвей каната в талевой системе определяются допускаемой нагрузкой на крюк, тяговым усилием лебедки, числом слоев навивки талевого каната на барабан лебедки. Желательно выбирать наименьшее число слоев навивки каната на барабан лебедки. При большом числе шкивов и ветвей каната в оснастке последний истирается сильнее, но чем меньше шкивов и ветвей, тем более канат нагружен и сокращается его усталостная долговечность.
Установлено, что целесообразнее уменьшать число шкивов в талевой системе, увеличивать их диаметр и использовать прочные канаты большего диаметра, чтобы уменьшить число слоев навивки каната на барабан. Для этого также применяют большие соотношения между диаметрами шкива и каната (до 42) и более жесткие, но износостойкие канаты с линейным касанием проволок в пряди и металлическим сердечником, обеспечивающие
Т а б л и ц а IV.2
меньшее поперечное смятие каната. Чем большее число шкивов системы участвует в работе (вращается), тем медленнее будет подниматься блок и тем меньше будет натяжение ходового конца каната. При принятых скоростях подъема талевая система позволяет использовать канаты диаметром 28—42 мм при любой глубине бурения.
Кронблоки и крюкоблоки классифицируются по трем основным параметрам: максимально допускаемой нагрузке, наружному диаметру шкивов и их числу. Эти параметры часто входят в их шифр. Основные присоединительные размеры кроиблоков и крюкоблоков: наружный диаметр шкивов, размер профиля же-' лоба шкивов, число шкивов, размеры узлов крепления рамы крон-блока к вышке.
Талевые канаты
В нефтяной промышленности используют стальные талевые канаты различной конструкции. Их изготовляют из высокоуглеродистой высокомарганцовистой канатной проволоки. Наиболее распространены шестипрядные канаты с металлическим или органическим сердечником. По характеру касания проволок канаты делятся на следующие типы: ТК — с точечным касанием проволок; Л К —с линейным касанием проволок и ТЛК —с точечно-линейным касанием. При бурении на небольшие глубины применяют простые и дешевые конструкции канатов с органическим сердечником ТК 6X19+1 о. с. На более глубоких скважинах используют канаты с органическим сердечником и ЛК-РО с металлическим сердечником конструкции 6x33 + 1 м. с. Пряди, сердечник и канат в целом смазывают в процессе свивки специальной канатной смазкой НМЗ-3. К канатам и блокам талевой системы предъявляют следующие требования.
1.
Диаметр каната
и число струн в оснастке следует выбирать
с учетом максимально
возможной нагрузки на крюке, при которой
запас прочности при
максимальной статической нагрузке был бы
не менее 2, а при СПО
— не менее 3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.