Метод разработки бурение, страница 81

Клапанные краны представляют собой распределитель­ные устройства для оперативного управления ШПМ и пневмати­ческими цилиндрами. С помощью кранов воздух направляется в ту или иную муфту или цилиндр. При необходимости эти же краны направляют воздух из муфт в атмосферу. В бурении используют двухклапанные и четырехклапанные краны.

Техническая характеристика кранов

Тип крана       ....................................... Двухклапанный      Четырехклапанный
Число обслуживаемых муфт      .............                    1                                      2
Диаметр наименьшего проходного отвер­
стия, мм      .............................................                    8                                    11
Рабочее давление, МПа      ......................             0,6—0,9                        0,6—0,9
Управление клапанами       ......................     Эксцентриковое               Кулачковое

Четырехклапанный кран (рис. IV.21) применяется для управления двумя муфтами лебедки, причем конструкция крана исключает возможность включения одновременно двух муфт. Кран состоит  из  корпуса  и  двух  крышек — нижней   и  верхней 9.

Нижняя крышка имеет три штуцера 14 для присоединения при­емного и нагнетательных шлангов воздушной системы. Между корпусом и нижней крышкой устанавливается прокладка 12. В корпусе крана просверлены четыре отверстия, в которые запрес­сованы бронзовые втулки 4 и отверстия 11, соединяющиеся с атмо­сферой. Во втулках установлены четыре клапана 3 с резиновыми уплотнителями 2 и клапанными пружинами 13.

Два клапана —впускные, а два — выпускные. Управление ими осуществляется кулачковым диском 10, который соединен с руко­яткой 8, закрепленной гайкой 7. Трем положениям рукоятки со­ответствуют три фиксирующие лунки, которые находятся на верх­ней крышке и в которые входит фиксатор 15 рукоятки. В стенке корпуса имеются отверстия 6, служащие для выпуска воздуха, проникающего под крышку через уплотнения клапанов, и для контроля зазора между шариком клапанов и кулачковым ди­ском 10.

Двухклапанный кран (рис. IV.22) состоит из корпуса 14 с двумя отверстиями, в которые запрессованы втулки 5 с бурти­ками снизу. Во втулках установлены впускной 4 и выпускной 15 клапаны и клапанные .пружины 18. К корпусу крана болтами 7 и 20 прикреплены верхняя 9 и нижняя 2 крышки через прокладку 17.   Клапаны   снабжены   резиновым   уплотнением   3.   В   прорезиверхней крышки крана на оси 12 установлена рукоятка 10 с двумя кулачками 8 и //.

Наружная поверхность ступицы кулачков квадратной формы, поэтому кулачки входят ступицами в квадратные отверстия ру­коятки и вместе с ней вращаются на оси. Кулачки крана смещены один относительно другого на 90°. На верхнем конце клапана завальцован шарик 13, который может поворачиваться при пере­мещении по нему кулачка. В нижней крышке имеются два шту­цера 1 и 19 для подключения крана в пневмосистему. В стенке корпуса просверлены отверстия 16, соединяющиеся с атмосфе­рой, и смотровые отверстия 6, служащие для контроля зазора между шариками 13 клапанов и кулачками. Смотровые отверстия при собранном кране закрыты винтами 7.

Рис.  Шинно-пневматическая муфта

Рис.  Четырехклапанный кран

Рис.  Двухклапанный кран

Кран имеет табличку 21, показывающую положение рукоятки при включенном или выключенном кране. При положении руко­ятки «Отключено» кулачок 8, не соприкасаясь с впускным клапа­ном, прижмется пружиной к втулке. Второй кулачок 11 нажимает па шарик выпускного клапана и соединяет штуцер 19 с от­верстием 16. Поскольку штуцер 19 соединяется с муфтой, в дан­ном положении рукоятки воздух из муфты выйдет в атмосферу и муфта отключится. При повороте рукоятки крана в положение «Включено» кулачок 8 откроет впускной кран, а кулачок 11 за­кроет выпускной кран, и воздух по междуклапанному каналу по­падает в штуцер 19, а затем в муфту.