Метод разработки бурение, страница 80

Техническая характеристика муфт

Тип муфты..............................      ШПМ-300      ШПМ-500      ШПМ-700     ШПМ-1070
Условный   диаметр   муфты, мм          300                  500                  700                 1070
Условная ширина колодки, мы           1 СО                  125                  200                   200
Число колодок.........................             12                     12                    18                    26
Масса съемного резинового бал­
лона, кг     ............................             6,7                    17                    42                    75
Полная масса муфты, кг   ...             17                    39                  123                  206
Внутренний     объем     баллона
муфты, л        ........................             1,3                    5,5                  17                      30

В буровых установках муфты эксплуатируются при рабочих давлениях 0,6—0,9 МПа. Муфта состоит из металлического обода и резинового баллона. Баллон имеет три слоя: внутренний рези­новый, основное назначение которого удерживать в полости муфты сжатый воздух; средний--многослойная обкладка — корд, придающий муфте прочность, необходимую для передачи крутя­щего  момента;  наружный  резиновый — протектор.

Обод муфты 4 вместе с диском 8 (рис. IV.20) смонтированы на конце одного из валов. Барабан 2 присоединяется болтами к ступице 1 другого вала. Если в баллоне В отсутствует давление, между колодками 7 муфты и наружной поверхностью барабана 2 образуется зазор 2—3 мм. При подаче сжатого воздуха через ниппель 5 в муфту баллон расширяется, колодки прижимаются к поверхности шкива (барабана), закрепленного на втором валу, и увлекают его за собой, сообщая вращение, которое имеет пер­вичный вал, так как сила трения, возникающая между двумя пло­скостями (бакелитовые колодки и стальной шкив), препятствует проворачиванию шкива относительно муфты.

Если давление в муфте снизится, то пробуксовывание муфты неизбежно и не исключена возможность выхода из строя резино­вого баллона муфты (прогорание). В связи с этим необходимо тщательно следить за давлением воздуха в сети. Сжатый воздух через кран управления поступает в вертлюжок, а затем в ка­нал, просверленный вдоль оси вала, и трубопровод 6. Недалеко от места установки муфты на внутреннем канале вала имеется радиальный выход на поверхность. Второй конец рукава соеди­няется с ниппелем шинно-пневматической муфты. Выйдя из внут­реннего канала вала и пройдя резиновый шланг и ниппель, воздух заполнит внутреннюю полость баллона муфты  и разожмет ее.

Осевые пневматические фрикционные муфты применяют для передачи больших крутящих моментов. Эти муфты состоят из двух групп деталей — ведущей и ведомой. Цепное ко­лесо, к которому при помощи болтов присоединяется наружный (ведущий) венец муфты, установлено на валу на роликовых под­шипниках. На том же валу при помощи шпонок закреплены ве­домые детали: корпус, к которому прикреплен резиновый баллон, нажимной и ведомый диски с фрикционными накладками. При подаче воздуха через вертлюжок баллон вместе с нажим­ным диском перемещается в сторону цепного колеса, создавая осевое усилие на дисках и их сцепление, чем и обеспечивается передача крутящего момента валу от цепного колеса. Осевые муфты обладают рядом преимуществ перед радиальными. При равных передаваемых крутящих моментах осевые муфты имеют меньшие размеры и массу и снижают расход воздуха примерно в 5—10 раз.

Электромагнитные ферропорошковые муфты действуют аналогично электропорошковым тормозам. Принцип действия их основан на свойстве порошкообразного ферромагнит­ного наполнителя увеличивать под влиянием магнитного поля свою вязкость и  прочно прилипать к (поверхности  магнитной системы.

Управляющие устройства предназначены для управления ис­полнительными механизмами. К ним относятся краны различных конструкций.