Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 99

Но все эти разумные указания и благие пожелания, к сожалению, остаются общими местами без той детальной разработки, какую мы видели в отношении основных недостатков современной воспитательной системы. (...)

Автор сам соглашается, что путь свободного воспитания далеко еще не вполне расчищенный; что, сойдя с догматической проторенной тропы и ступив на путь свободы, воспитатель попадает в целый ряд заколдованных кругов, из которых теоретически, кажется на первый взгляд, решительно нет никакого выхода. (...)

Однако посильна ли для воспитателя и учителя такая значительно осложнимая задача, с одной стороны; а с другой - возможно ли вообще полное раскрытие нашего реального я? Вот те вопросы, которые может в конце концов задать не только всякий последовательный догматик, но и всякий практически мыслящий, осторожный педагог.

Наш автор предвидит эти вопросы, и его ответы исполнены характернейшего идеализма и убежденности.

“Если учитель чувствует в себе истинное призвание к своей высокой миссии, - отвечает он на первый  вопрос, - если он пионер великого дела, то огромность задачи способна только поощрять, вдохновлять, симулировать его”.

И на второй вопрос:

“Если наше реальное я - в известном смысле недостижимый идеал, то упорное стремление к его реализации должно сохранять нашу душу вечно юной”. (...)

  *   *

  *

В заключение, вместо обычных выводов и подведения итогов, обратим наше внимание на одно общеизвестное, но в связи с изложенными идеями никогда еще не приводившееся классическое произведение родной поэзии, которое  в нескольких глубоких строках сконцентрировало не только все, что было кратко сказано в этой статье и подробно изложено в книжке Эдмонда Холмса. (...)

Три четверти века тому назад поэт (...) огненными словами заклеймил все наследуемые поколениями пороки догматизма: поверхностный  экстернализм, грубый сенсуализм и узкий эгоизм.

Я говорю о Лермонтове и его жгучей сатире. (...) Я говорю о “Думе”, начинающейся двумя прямо к сердцу идущими стихами с их пророчески предостерегающим аккордом:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно...

(...) Горько упрекает поэт своих современников, постыдно равнодушных к “добру и злу” и увядавших “без борьбы”, необходимые силы для которой у них были атрофированы к результате длительного догматического угнетения.

Атрофия высших душевных способностей и закрепление низших вследствие угнетающего догматического влияния общественной среды, приостановка развития и роста и пагубность преждевременной зрелости, - все это затем метко характеризует наш поэт необыкновенно удачным уподоблением:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиро-

                                                    телый,

И час их красоты - его паденья час.

Тощий, до времени созревший плод, не радующий ни вкуса, ни глаз, - естественный продукт догматического воспитания, понимаемого в самом широком смысле. И совершенно последовательно, с чисто научно-психологической систематичностью Лермонтов указывает, одно за другим, все роковые изменения в области познания, чувства и воли людей угнетенного поколения.

Мы иссушили ум наукою бесплодной...

Бесплодной, т.е. внутренне не обогащающей, не ведущей к дальнейшему и высшему развитию человеческих сил и способностей, а служащей лишь “бременем”, представляющей собою нейтрализирующее смешение бездейственного “познанья и сомненья” (...)

Узкий эгоизм (...) неизбежно сопутствует такой недоразвитости, преждевременной зрелости - “тощий плод” -  и творческой бесплодности. И поэт прямо говорит об этом в целом ряде стихов своей вещей сатиры:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянный страстей...

И еще определеннее:

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад...

Здесь скупость - результат душевной скудости, творческой беспомощности и вырождения.

Грубый сенсуализм, “добросовестный, ребяческий разврат” предков вырождается в жалкую, бессильно осторожную чувственность догматизированных потомков, т. е. в нечто, еще гораздо худшее:

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Нет, стало быть, больше наслажденья, нет отрады, нет и цели жизни.

Отсутствие и невозможность высших интересов для грубо-чувственных, умственно-поверхностных жертв догматизма ведет в конце концов к неизбежному результату - безысходной тоске и разочарованию:

И предков скучны нам роскошные забавы... 

И жизнь... томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом...

Таковы уже известные нам, печальные последствия догматического давления и роковой задержки свободного роста, свободного развития душевных сил, человеческих способностей, столь гениально угаданные нашим поэтом и в таком удивительном согласии с современными научными взглядами изложенные им еще три четверти века назад. Если к этому прибавить еще две строчки из его известного пожелания “ребенку”.

Дай Бог тебе побольше росту,

Другие качества все есть, -

то это согласие станет еще полнее, ибо приведенные, несколько шутливые, сказанные “спросту” слова повторяются теперь, как известно, далеко не в шутку серьезнейшими реформаторами воспитания.

Свободное воспитание. 1914-1915. .№ 1. -С. 23-52.


А. Дернова-Ярмоленко*

К ВОПРОСУ О “ШКОЛЕ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ”

(...) “Почти все люди становятся отцами и матерями”, но тем не менее, сделавшись ими, чувствуют себя как бы захваченными врасплох и сознают, что они менее всего подготовлены к выполнению задач отцовства и материнства. (...)