Нужно лишь удивляться и относить за счет жизнерадостности детского возраста то, сравнительно небольшое, количество преступлений и нарушений общественных законов, которое именуется “детской преступностью”. С этой преступностью современное общество борется достаточно крутыми и жесткими мерами, не принимая во внимание, что наказуемые дети часто даже не сознают и не имеют понятия об ответственности или противозаконности своих поступков, а главное не получают от общества ничего такого в моральном смысле, что бы создало в них известные моральные и этические устои, которые могли бы противостоять жизненным тяготам и злоключениям. Не тюремными наказаниями и исправительными приютами с почти тюремным режимом (за немногими исключениями) может общество бороться с возрастающей детской преступностью, а освобождением ребенка от тягот и бремени непосильного труда, нести которые ему не по силам ни морально, ни физически. Создавая общественно-воспитательные учреждения, которые дают детям возможность правильно развиваться в общественном смысле, общество тем самым может и должно укрепить и развить чувство ответственности и солидарности детей, которые являются фундаментом общественной, жизни и предохранять их таким образом от отступлений от общественных норм.
Такие учреждения могут бороться и с другой язвой нашей жизни: самоубийствами детей и юношей. Вся обстановка жизни ребенка и юноши настолько мало окрашена в светлый цвет, настолько в ней мало радости, что первые неудачи жизни, часто несущественные неудачи в школе, являются лишь последней каплей в полной чаше детской души. Если будут созданы такие учреждения, в которых ребенок не только будет правильно развиваться, - а это одно уже внесет громадное удовлетворение, - а и наслаждаться, понимая под этим наслаждение общей разумной игрой, музыкой, пением, театром, книгой, природой, то элемент радости уже будет противопоставлен в значительной мере тому пессимизму, который в конечном счете ведет его к прекращению жизни. (...)
Насущной необходимостью детства является организация новых воспитательно-просветительных учреждений для детей дошкольного, школьного и послешкольного возраста.
Теоретическая разработка основ организации, методов, применяемых в этих учреждениях, должна примыкать по существу к их организации и должна в свою очередь дополниться освещением вопросов развития детской психики, социально-психической структуры ребенка, углублением понимания проявлений детей с самого раннего возраста.
Задачи достаточно сложные, но достойные труда тех, кому действительно дорого развитие человека , для кого близки и кто действительно хочет видеть осуществление прав детства.
Свободное воспитание. - 1913-1914. - .№ 7. - С. 59-68, 75-78.
И. Накашидзе*
МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I
Каждый из нас сознает в большей или меньшей степени, что в природе существует какой-то незыблемый закон, каждое преступление против которого жестоко карается самой сущностью вещей. Все дело воспитания поэтому сводится к выяснению закона, лежащего в основе нашей человеческой природы, и согласованию с ними всей нашей деятельности в этой сфере. (...)
Очень простая с первого взгляда и в то же время сложная и разнообразная по внутреннему своему содержанию философия христианского учения особенно ярко проявилась в евангельских притчах и афоризмах, из которых каждая в отдельности является точно маленьким ключом, открывающим нам целый волшебный мир. Каждая из них освещает нам смысл человеческой жизни и вместе с тем выясняет основные задачи разумного воспитания человека. Это пассивное учение, как его оклеветали поверхностные люди, - напротив, оно заключает в себе вечно живой стимул к самой разнообразной деятельности. С первого такого взгляда кажущееся пассивным основное христианское "золотое" правило - "не делай другим того, чего себе не хочешь" - является ключом для разрешения всех жизненных вопросов. (...)
Весь строй нашей жизни, весь наш житейский обиход, самое незначительное с виду явление, каждый наш шаг, каждое стремление и поступок отражаются в душе окружающих нас людей. Наша расшатанность, наше неверие, отсутствие в нас твердой воли и идеальных стремлений - передается нашим детям.
Только тогда, когда мы живем сознательной, разумной, нравственно чистой жизнью, проявляется в нас тот духовный магнит, который притягивает к нам окружающих людей.
Поэтому вопрос о воспитании наших детей сводится в конце концов к нашему собственному самовоспитанию, к нашей собственной самопомощи.
"Не пытайтесь убедить других поступать хорошо, - говорит американский философ Генри Давид Торо, - поступайте сами хорошо, и окружающие вас люди поверят тому, что они увидят". В этих словах высказана глубокая истина. Если вы сами не любите добра, если вы не привязались к нему душой и телом, всем существом, то вы будете носиться по воле ветра и никогда не сможете привязать к добру других. Причина распущенности и беспринципности наших детей - это наша собственная распущенность и беспринципность.
Когда в семье и обществе нет нравственной солидарности, когда нет чистой атмосферы, которая одна только и может воспитать нравственно чистого, целомудренного человека, когда отсутствует твердо сложившееся общественное мнение, которое смогло бы духовно приподнять человека, поддержать его на уровне нравственной чистоты, - тогда все многотомные трактаты по педагогике являются теорией без практики, одним лишь пустым звуком. (...)
II
(...) Живая, подвижная как ртуть природа ребенка не выносит никаких мертвых форм, бежит от них, никак не мирится с ними. (…) Живите с детьми живой жизнью так, чтобы поступки ваши вытекали из глубоко идеалистического познания сущности вещей, гуманного освещения вами окружающих явлений, живите так, чтобы дети видели ваши чистые стремления и побуждения, ваши усилия для того, чтобы согласовать вашу жизнь с вашими убеждениями, и вы (...) скорее поможете раскрыться в их душе тем гуманным свойствам, которые присущи ей. (…)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.