** Свободное воспитание. 1908, № 12. - С. 47, 48, 71.
* Сёлли. Очерки по психологии детства. - С. 260.
* Сёлли. Очерки по психологии детства. - С. 298, 299.
* Флёр - покров, скрывающий что-нибудь (устар.) - Л.М.
* Резенер Федор Федорович (1825-1881) - русский педагог. Преподавал в Петербургском Василеостровском бесплатном училище (1859-1866), работал директором ремесленного исправительного приюта близ Петербурга (1870-1873), а также преподавал педагогику в Тверской женской учительской школе П. П. Максимовича.
* Румянцев Николай Ефимович - сведений об авторе не обнаружено. Н. Е. Румянцев известен как автор ряда значительных педагогических произведений, в том числе: 20 лекций по педагогической психологии (1913); Лаборатория экспериментальной педагогической психологии в С.-Петербурге (1907); Лекции по педагогической психологии для народных учителей (1913); Новые задачи народной трудовой школы (1917); Педагогическая психология. Лекции прочитанные на сентябрьских педагогических курсах 1918 г. в Петрограде (1918) и др.
[1] Эммингауз. Психические расстройства в детском возрасте. - С.-Пб, 1890. - С. 217-227.
[2] Маудсли. Физиология и патология души. - С.-Пб., 1871. - С. 342.
* Чехов Николай Владимирович (1865-1947) - педагог и методист, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1940), академик АПН РСФСР (1944). Родился 15 (27) июня 1865 г. Окончил историко-философский факультет Петербургского университета. В 1890 г. начал педагогическую и организаторскую работу в Богородском земстве тульской губернии (1895-1896), в Екатеринославе (ныне Днепропетровске) заведовал железнодорожным училищем и школами (1897-1902); преподавал в Петербургской земской учительской семинарии (с 1906); руководил Московскими женскими педагогическими курсами им. Тихомирова (с 1910); заведовал отделом единой школы Наркомпроса РСФСР (1920-1927). С 1923 г. вел преподавательскую и научно-исследовательскую работу на педагогическом факультете 2-го Московского педагогического университета, Высших научно-педагогических курсах и др. Один из исследователей проблем свободного воспитания.
* Журнал “Свободное воспитание” основан в России русским просветителем, писателем и педагогом - И.И. Горбуновым-Посадовым в 1907 г. Он выходил регулярно по 1918 г. В последний год журнал назывался “Свободное воспитание и свободная школа”.
** Горбунов-Пасадов (настоящая фамилия - Горбунов) Иван Иванович (1864-1940) - русский просветитель, издатель, педагог. Родился 14 (16) апреля 1864 г. в Колпино (ныне Ленинградской области). С 1885 г. сотрудник, а затем редактор издательства “Посредник” (1897-1925). Большое внимание уделял изданию детской литературы. Активный сторонник свободного воспитания. Издавал серию “Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей”. Основатель и бессменный редактор журнала “Свободное воспитание” (1907-1918). Автор ряда работ по теории и практике свободного воспитания.
* Богданович С. – сведений об авторе не найдено.
* Воронов Н. – сведений об авторе не найдено.
* Дернова-Ярмоленко А. – врач. Других сведений об авторе не найдено.
* Деулин А. – сведений об авторе не найдено.
* Дурылин Сергей Николаевич (1877-1954) - литературовед, театровед, педагог, доктор филологических наук (1943).
* Зеленко Александр Устинович (1871-1953) - педагог, архитектор, деятель внешкольного образования. Знакомился с американским опытом постановки воспитания и обучения детей и деятельностью сетлементов (сеттльментов) - поселений интеллигенции среди бедных слоев населения с целью проведения просветительской работы (1903-1904). В 1905 г. с С. Т. Шацким и Л.К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щёлково (Московской области), открыл первый в России клуб для детей (1905), с С. Т. Шацким создал общество “Сетлмент” для детей и подростков (1906). По его проектам было построено много школ в Саратовской губернии.
* Точнее - сеттельмент (от англ. settlement) - поселение.
* Китаев А.П. – учитель. Сведений об авторе не найдено.
* Корбовец Ф. – учитель. Сведений об авторе не найдено.
* Крупская Надежда Константиновна (1869-1939) - государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, доктор педагогических наук (1936), почетный член Академии наук СССР (1931). Родилась 14 (26) февраля 1869 г. в Петербурге. Окончила женскую гимназию княгини А. А. Оболенской с Золотой медалью и педагогический класс при ней. Работала в Смоленской воскресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге (5 лет), участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов: “Положения о единой трудовой школе РСФСР” и “Основные принципы единой трудовой школы” (1917-1920), руководила деятельностью научно-педагогической секции ГУСа. До 1917 г. активно сотрудничала в журнале “Свободное воспитание и свободная школа”.
* Левитин С. – сведения об авторе не найдено.
[3] Даже защитники трудового метода долгое время не решались называть его настоящим именем трудового воспитания, а называли “преподавание для развития ловкости руки”.
[4] Бывший рабочий, потом народный учитель, ныне профессор по кафедре педагогики в Цюрихском университете, самый последовательный и глубокий защитник трудового принципа воспитания.
* Левитина М. – сведений об авторе не обнаружено.
* Накашидзе Илья Петрович (1866 – 1923) – грузинский публицист и литературный критик, один из активнейших авторов журнала «Свободное воспитание».
* Петров В. – сведений об авторе не найдено.
* При чтении этой статьи просим читателей не забывать, что редакция журнала печатает эту статью не как какой-либо ответ на трактуемые в ней вопросы, а именно лишь как чрезвычайно ярко, сильно, оригинально, глубоко поставленный огромнейшей важности вопрос о близости народной школы к населению. Ред. [журнала].
* Шкарван Альберт Альбертович (1870 – 1926) – словацкий врач и литератор.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.