Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на эти вопросы, но среди них есть один уже бесспорно несомненный, уже не поддающийся не только опровержению, но даже возражению, - до того очевидна и несомненна его истинность.
Этот ответ элементарно прост: какие бы ни были воспитание и школа, но самое меньшее, чего мы можем от них требовать, это чтобы они не вредили здоровью детей, не делали их калеками духовными и физическими. Изречение: “mens sana in corpore sano”, живет уже больше двух тысяч лет, успело уже стать разменной, бесцветной, ходячей монетой.
В нем выражено и наше минимальное требование к воспитанию. А между тем его опровергает вся существующая школа: если к ней добросовестно и сполна последовательно приложить двухтысячелетнюю латинскую пословицу, как меру ее достоинств, она не выдержит испытания.
Воспитательный и учебный строй, порождающий хронические эпидемии самоубийств учащихся, вызывающий поголовное физическое и духовное их переутомление и истощение, ничему так не враждебен, как старейшему и справедливому требованию: “Здоровая душа в здоровом теле”, и потому наиболее действительной, наиболее ясно и неоспоримо обнажающей все злокачественные язвы существующей школы и воспитания, критикой является критика не педагога, не социолога, не моралиста, но врача. Только ему, вооруженному неоспоримой мерой здоровья тела и духа для измерения успешности школы и воспитания, раскроется вся патология современной школы и воспитания.
С другой стороны, в сфере положительных требований, которые должны предъявляться к воспитанию и образованию, наиболее достоверными, выясненными, определенными будут опять-таки требования не педагога, моралиста или социолога, но врача, так как гигиена тела и гигиена души, в применении их к воспитанию, являются самыми разработанными, научно обоснованными отделами педагогики. (...)
Надо только приветствовать всякую попытку уяснить, с точки зрения гигиены души и тела, чего мы вправе требовать от школы и чего мы можем ожидать от современной школы.
Такую попытку представляет прекрасная работа д-ра В.В. Рахманова “Основы здорового душевного воспитания”. (...)
При современном состоянии педагогической науки “воспита-ние есть искусство, которое спорится лишь в руках призванных талантов”, справедливо замечает д-р Рахманов, а “жизнь требует твердых практических указаний, так как воспитанием призваны заниматься все, а не только таланты...”
Отсюда автор выводит необходимость, соображаясь с требованиями жизни и современным состоянием педагогики, наметить тот minimum требований, который мы должны предъявлять к школе и воспитанию и который научно точен и обоснован. Этим minimum¢ом является мерка душевного здоровья, равно как и здоровья физического.
“Если бы удалось наметить определенные руководящие принципы для воспитания душевноздоровых людей и провести эти принципы в жизнь, то этим был бы сделан громадный шаг вперед в деле воспитания, несмотря на всю кажущуюся скромность и ограниченность этой задачи”. (...)
“Критерием душевного здоровья может служить устойчивость и уравновешенность личности”; “гармоническая цельность и проистекающие отсюда уравновешенность и устойчивость личности, - вот главный признак душевного здоровья”; “гармоническое единство есть характерная черта личности идеально развитой в умственном и нравственном отношении”.
В этих трех определениях - вся суть основной идеи д-ра Рахманова. (...) Он весь смысл воспитания видит в развитии личности, а всю задачу здорового воспитания - в гармоническом соотношении, в полном единстве всех свойств человеческой природы, образующих личность. (...)
Вся гигиена душевного здоровья сводится к тому, чтобы от ребенка (или взрослого) было устранено или, по крайней мере, парализовано все, что так или иначе препятствует правильной организации личности, не прекращающейся, в сущности, всю жизнь, - и, наоборот, чтобы вокруг ребенка, в среде, его окружающей, и в испытываемых им воспитательных и иных влияниях было в наличности все, содействующее безболезненному развитию всех сторон личности и установлению правильного гармонического соотношения между ними, ведущего к единству, целостности личности.
На первых же порах своего существования личность встречает властные влияния, не благоприятствующие ее гармоническому развитию. Сюда относятся неблагоприятные влияния наследственности (...), среды, внешних влияний (напр., атмосфера ужаса, борьбы, душевного пригнетения, порожденных событиями последних лет) и т. д.
Отсюда вытекает необходимость для воспитания парализовать эти вредные влияния, устранить их действия, разрушающие личность, и отсюда же становится понятной вся важность задачи, предстоящей в этой области воспитания. Каждый ложный шаг, каждая ошибка может повести здесь к разрушению личности. Если мы не сумеем противопоставить вредным, убивающим душевное здоровье влияниям наследственности, среды и т.д. здоровые, обезвреживающие и уничтожающие их влияния разумного воспитания, мы тем самым увеличим в жизни и без того огромное число людей больных, слабых, односторонне развитых, нервных, - мы не создадим личностей целостных и гармоничных, не обновим жизни. (...)
Д-р Рахманов делает следующий вывод: “Для большинства наших детей воспитание может быть или добрым гением, делающим их здоровыми и счастливыми, или же, наоборот, оно может быть причиною их окончательной гибели, причиною такой жизни, которая будет в тягость им самим и всем окружающим...” К этому нельзя прибавить ничего большего, чтобы выразить всю важность, какую имеет воспитание для всей последующей жизни подрастающего поколения.
Свой вывод д-р Рахманов подтверждает словами такого авторитета, как покойный психиатр С. С. Корсаков, признававшего, что “при благоприятных условиях воспитания наследственно предрасположенные дети могут вырасти здоровыми, и, наоборот, плохое воспитание может повести к предрасположению к душевным заболеваниям”.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.