Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 9

(...) Дети находятся всегда - и тем больше, чем моложе - в том состоянии, которое врачи называют первой ступенью гипноза. И учатся и воспитываются дети только благодаря этому их состоянию (это их способность к внушению отдает их в полную власть старших, и потому нельзя быть достаточно внимательным к тому, что и как мы внушаем им). Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся двояко: сознательно и бессознательно.

Все, чему мы обучаем детей, от молитв и басен до танцев и музыки, - все это сознательное внушение; все то, чему независимо от нашего желания подражают дети - в особенности в нашей жизни, в наших поступках, - есть бессознательное внушение.

Сознательное внушение - это обучение, образование; бессознательное - это пример, воспитание в тесном смысле, или как я назову - это просвещение. (...)

А между тем из двух сторон воздействия на детей, бессознательного и сознательного, без всякого сравнения важнее и для отдельных личностей, и для общества людей первое, т.е. бессознательное, нравственное просвещение. (...)

Итак, воспитание, бессознательное внушение есть самое важное. Для того же, чтобы оно было хорошее, нравственное, нужно -  странно сказать - чтобы вся жизнь воспитателя была хорошая.

Спросят: что назвать хорошею жизнью? Степени хорошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление с самосовершенствованию в любви. Вот это самое если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурное.

Для того, чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого (...) может быть много. (...) Думаю, что это целая и важнейшая область науки воспитания себя для воздействия на детей. Только бы мы сознали важность этой стороны воспитания и разработали бы ее.

(Из письма - 5 мая 1891 г.)

 Лицемерие родителей при воспитании детей есть самое обычное явление, и дети чутки и замечают его сейчас же, и отвращаются, и развращаются. (...) А чтобы не страшно было показать детям всю правду своей жизни; надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной. И потому воспитание других включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно.

                                                                                        (Из писем - 1902 г.)

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. /Под ред. П.А.Буланже. -  С. 589-623.

НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ИЗ НОВЫХ ПИСЕМ

Л.Н. ТОЛСТОГО

Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.

Всем нам нужно одно: учиться жить всегда в любви со всеми.

Любовь есть единственное средство спасения людей от претерпеваемых ими бедствий.

Великое дело - охранение детской чистоты и праведности от всегда угрожающего им развращающего влияния старших.

Доброе воспитание детей само собой вытечет из доброй, нравственной жизни родителей.

Жизнь наша всегда благо, если только мы исполняем свое человеческое назначение, а назначение это - устремление к все большему и большему единению, достигаемому любовью.

При сомнении, как поступить, спросить себя: поступил ли бы я так, если бы знал, что вечером должен умереть, или, - что гораздо легче представить себе, - поступил ли бы я так, если бы знал, что любимые, уважаемые мною люди осудят меня за этот поступок. Если и в этом случае я поступил бы так же, то поступок наверное хорош.

Человек не может изменить условий внешних, но может бесконечно изменять себя, переходя все более и более от эгоистической жизни к любовной, приучая себя любить всех. Эта же внутренняя деятельность изменит и внешние условия.

 Свободное воспитание. 1908-1909. № 9. - С. 43-46.

Единственное спасение мое и всякого человека в жизни в том, чтобы жить не для себя, а для других, (…) надо не искать каких-нибудь мудреных далеких подвигов, а надо сейчас же, сию минуту действовать, работать, час за часом и день за днем, на то чтобы изменять ее и идти от дурного к хорошему. (…) 

Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати двух томах. Т. XIX – М.: Худ. литература, 1984. – С. 88.

У приобретших знания есть еще дело: поделиться этими знаниями, вернуть их назад тому народу, который воспитал нас.

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Т. XIX. – С. 125.

Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. (…)

Ручной труд есть обязанность и счастье для всех; умственная деятельность есть деятельность исключительная, которая становится обязанностью и счастьем только для тех, кто имеет соответственное призвание. Призвание может быть указано и доказано только в том случае, когда ученый или художник жертвует своим спокойствием и своим благосостоянием, чтобы следовать своему призванию. Человек, который продолжает исполнять обязанность поддержания своего существования трудами рук своих и, несмотря на то, лишая себя отдыха и сна, находит возможность мыслить и производительно работать в умственной области, - этим доказывает свое призвание. Тот же, который освобождает себя от общей всем людям нравственной обязанности и, под предлогом своей склонности к наукам и искусствам, устраивает себе жизнь паразита, - тот никогда не произведет ничего, кроме ложной науки и ложного искусства. (…)   

Мы родимся, и затем при помощи труда или, скорее, при помощи некоторой умственной ловкости, мы постепенно поднимаемся по ступенькам лестницы и оказываемся среди привилегированных, среди жрецов цивилизации и культуры. ) 

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Т. XIX. – С. 144-149.

Нашего учителя, - можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но и с уважением и даже с трепетом.