Программа всех 3 или 4 первых лет обучения, составляющих первую ступень его, и будет заключать в себе только эти предметы.
Конечная задача этой ступени курса, по каждому из них, может быть определена следующим образом:
Родной язык - уменье читать книги, доступные по содержанию, уменье письменно излагать свои мысли и наблюдения, давать отчет устно и письменно в виденном, слышанном или пережитом самим учеником. Ребенок должен прочесть самостоятельно несколько книг из библиотеки, должен полюбить чтение. Некоторые более важные и интересные книги должны быть прочитаны с учителем в классе и могут служить материалом для бесед. В усвоении правописания достаточно достичь звукового письма с соблюдением правил орфографии, которые не имеют связи с грамматикой. Навык даст возможность детям улучшить свое правописание далее этих пределов.
По арифметике курс первой ступени исчерпывается устным и письменным счетом как целых, так и дробных чисел, и знакомством с приемами измерения, т.е. применениями всех мер. Это знание получается практически, и никаких теорий при этом не сообщается.
Наглядные беседы и предметные уроки имеют целью возбудить в детях интерес в наблюдению над явлениями природы и дать умение производить эти наблюдения.
Материалы для этих наблюдений должны быть почерпнуты, по возможности, из всех областей мироведения, т.е. касаться как трех царств природы, так и физических и химических явлений, наблюдений погоды и неба и, наконец, наблюдения доступных детям явлений жизни, человеческой работы и, наконец, знакомства с произведениями культуры. Никакой определенной программы, в смысле заранее намеченной суммы явлений и фактов, по каждой из этих областей не должно быть. Факты сообщаются в том порядке, в каком удастся подвести к ним детей и в каком потребует этого ход развития их собственной наблюдательности и интереса. Важно не количество сообщаемых фактов, а возбуждение интереса в наблюдении явлений природы во всех ее областях, воспитание привычки наблюдать и умения делать из своих наблюдений выводы и давать себе и другим отчет в результатах этой интересной работы.
Преподаватели не должны ни на минуту забывать, что уже на следующей ступени обучения дети должны будут сами продолжать работу изучения мира и что задача этой первой ступени - вооружить их необходимыми для этой цели средствами.
Время, которое может уделяться всем этим работам и занятиям, должно быть в этом возрасте гораздо меньше того, которое будут проводить дети за занятием ручным трудом, искусством, играми и другими физическими занятиями и забавами. Программа этих занятий должна состоять из возможно большего числа разнообразных работ, которые могут быть предложены детям и которые должны быть немедленно исключены из программы, коль скоро дети не проявят к ним интереса.
Дети не похожи один на другого. Школа вовсе не должна нивелировать их всех под одну мерку: ее долг содействовать развитию личных особенностей и индивидуальных стремлений каждого ребенка. Это может быть достигнуто только при помощи групповых и единичных занятий, хотя бы и самостоятельных для всех детей, которые пожелают заняться чем-нибудь отдельно от всего класса. Для этого детям должна быть дана полная возможность осуществлять эти свои желания. И школа должна предоставлять им все необходимые для этой цели материалы и инструменты, она должна, в лице воспитателя, по первому их требованию, приходить к ним на помощь своими указаниями и руководством.
В какие же внешние рамки может быть вложена такая система? Разумеется, только в самые широкие. У каждой группы есть преподаватель, а может быть и еще несколько руководителей занятиями по специальным отраслям, - они находятся в распоряжении детей в школе в течение известного времени, примерно с 10 до 2 час. Распределение занятий общих и групповых, игр и забав, - все это должно быть делом соглашения между учителем и учениками, и все это может подлежать хотя бы ежедневному пересмотру. И ученики и учителя должны видеть перед собою ближайшие цели и стремиться к их осуществлению. По мере достижения их, они общими усилиями намечают себе следующие. Насколько инициатива, проявляемая учителем, не будет стеснять и угнетать инициативы учеников, настолько он может согласовать их занятия с общею целью обучения и воспитания на этой ступени.
Зная детей и их естественную любознательность, нельзя предполагать, чтобы намеченные для этой ступени обучения цели не были достигнуты.
Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в этой же школе, мы считаем, что вторая ступень может быть открыта только через год или два после первой, а потому считаем пока излишним особенно детальную разработку плана занятий и организаций как этой, так и следующей старшей ступени. Укажем только на них в нескольких общих чертах.
Один из самых крупных недостатков нашей современной школы - это ее многопредметность. Ребенок или юноша едва успеют заинтересоваться какой-нибудь отраслью знания, как его заставляют бросать ее на несколько дней до следующего урока и переходить к занятию другим предметом, и это повторяется 4 или 5 раз в день.
Избежать этого недостатка возможно. Для этого, во-первых, необходимо объединять предметы в возможно более широкие области знания и в каждой из этих областей знакомить детей с различными ее отделами не одновременно, а последовательно. При этих условиях у нас получаются следующие основные предметы:
Родной язык.
Иностранные языки.
Математика.
Естествознание.
География (мироведение).
История.
Из этих наук две последние могут чередоваться по семестрам или по полугодиям. Гораздо полезнее полгода заниматься историей, а другие полгода географией, по 6 часов в неделю, чем заниматься год одновременно обоими предметами по 3 часа в неделю. Общее число уроков и в том и в другом случае будет одинаково, интенсивность же занятий совершенно различная. При этих условиях число предметов обучения низводится до 6, и является полная возможность почти ежедневно заниматься каждым из них.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.