Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 92

Для того чтобы просвещение было просвещением, оно должно быть прежде всего свободным.

Никто не имеет права насильственно вторгать его в то или иное русло.

Никакого произвола ни под какими личинами, никаких сковывающих планов, сковывающих программ. Свободная инициатива, свободное, а потому творческое, осуществление.

Школа, как все дело народного просвещения, должна стать свободной извне и изнутри: извне освободиться от всякого подчинения государственным ли или каким-либо иным целям, кроме единой цели - свободного просвещения в духе все возвышающихся, все растущих высших идеалов человечества; изнутри освободиться от всякого элемента властвования, принуждения, от всякого элемента насильничества, явного или скрытого гнета над детской личностью, над детской душою, от всякого начальствования кем бы то ни было над просвещением. Только тогда в школьных стенах будет развиваться во всей своей силе, красоте, полноте, высоте новая человеческая личность, только тогда школа станет местом истинного просвещения. (...)

Декларация освобождения школы, просвещения от рабства чему бы то ни было должна быть прежде всего написана в сердцах всех друзей свободы и истинного просвещения.

Декларация прав ребенка должна быть прежде всего написана в сердцах всех учителей и родителей. Дело не в словах, конечно, а в действительном осуществлении ее всею душою.

Школа должна стать тем, - и только тем, - чем она должна быть: первым местом осуществления истинного братства, равенства и свободы в жизни человека, свободной братской кооперацией свободных товарищей - учителя, учащихся и родителей - для свободного достижения величайшей цели: цели просвещения, цели духовного осветления и возвышения всей жизни человеческой.

                                                                                                      Март, 1917 г.

Свободное воспитание. 1916-1917. № 9-10. - С.17-34.

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержения, искренности или лицемерия, нравственной твердости или нравственного разгильдяйства, душевной силы или тряпичности, прямоты или постоянных компромиссов, идейности или духовной косности, душевной здоровости или болезненности, - во всех случаях жизнь наша, - слабее или сильнее, глубже или поверхностнее, - непременно будет непосредственно влиять на ребенка, желаем ли мы этого или не хотим, стараемся оградить ребенка от этого влияния или нет.

Влияние это в большинстве случаев является чрезвычайно важным фактором в нравственном развитии ребенка, иногда прямо роковым для него.

Из этого несомненнейшего факта вытекает основная “заповедь” для родителей и воспитателей ребенка, основная истина нравственного воспитания, - именно та, что, помня о влиянии жизни окружающих, особенно же близких людей, на ребенка, если мы действительно хотим ему блага, мы должны приложить все усилия к работе над самим собою, к самовоспитанию самих себя, родителей и воспитателей, к работе над своей душою, своим характером, нравом, над всем отношением к людям и ко всему живому, кончая мельчайшими даже склонностями своими и привычками, - словом, к работе над всею своею жизнью.

Основная задача для родителей и воспитателей, не забывающих никогда эту “заповедь”, эту основу нравственного воспитания, основная задача для них будет никак не в том, чтобы внушать что-то ребенку, но в том, чтобы стремиться не внушать ему ничего, что может исказить природу детской души, нарушить ее гармонию, загрязнить ее чистоту, запакостить святую святых детской души. Достигнуто же это может быть лишь самовоспитанием родителей и воспитателей, работой их над собою.

Таков единственный правильный путь содействия нравственному воспитанию детей, охраняющий свободу развития детской души, путь, превосходно освещенный Л. Н. Толстым в его мыслях о воспитании, принадлежащих позднейшему периоду его жизни, так же как в педагогических работах более раннего периода развития его мысли им было с такою силою освещен самый принцип святого уважения к свободе детского развития. Путь этот намечает каждому любящему, разумному родителю и воспитателю ясный путь, определенную, положительную работу в области нравственного воспитания (совершенно совпадающую с основным принципом свободного воспитания), а не один лишь отрицательный путь воздержания от насильного навязывания ребенку своих моральных убеждений.

Свободное воспитание. 1908-1909. № 4 - С.55-56.

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО

(Из записной книжки)

(…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские способности, детские дефекты, детское здоровье, надо узнать о прошлом ребенка, о его наследственности и т.д. Все это должна распознать школа перед тем, как работать для ребенка и предъявлять ребенку свои задачи. Только зная прошлое ребенка и сейчасное его состояние и положение, можно работать для детского будущего.

Сердцу учителя должна стать близка вся жизнь ребенка; он должен знать: достаточно ли питается его ученик, достаточно ли он одет и обут для непогоды, что окружает его дома, имеет ли он дома необходимые тишину и покой, сосредоточение для своей работы, имеет ли он достаточное число часов для сна, или, как это бывает у состоятельных людей, он просиживает до ночи благодаря невежеству и легкомыслию родителей, или же, как это бывает у бедных людей, его рано будят поутру для каких-либо домашних работ. Учитель должен знать обо всех главных чертах детской наследственности, об окружающей ребенка среде, должен знать о детском телесном и душевном здоровье и т. д., для того чтобы составить себе ясное, твердое понятие о том, какие факторы жизни действуют отрицательно или положительно на развитие ученика, кроме школы, для того чтобы учитывать все это в отношениях школы к ребенку и чтобы противодействовать, по мере сил и возможности, всему, разлагающе действующему на детскую душу, на детские силы.