Такие замечания не могут не быть интересны воспитателю-практику, но, к сожалению, они ничуть не помогут сделать его положения более определенным по отношению к данному воспитаннику при данных условиях действительности.
И нет такого воспитательного воздействия, которое рекомендовалось бы теорией воспитания без ограничений. Даже такое качество, как сочувствие к другим, не предлагается развивать безусловно. ”Воспитатель, - говорит по этому поводу Бенеке, - должен возбуждать в детях сочувствие к другим, придавая ему постепенно характер всесторонней восприимчивости и доставляя ребенку как можно более случаев для слияния его представлений о других людях с представлениями о себе. Впрочем, - оговаривается тут же Бенеке, - не хорошо, если ребенок привыкнет беспрекословно уступать всякому. Излишек в этом отношении также вреден; некоторых детей мы должны в таких случаях скорее сдерживать, чем подстрекать”.
Причина условности воспитательных положений и советов вполне понятна. Педагогика признает желательным строго гармоническое развитие всех духовных способностей воспитанника, и ей известна возможность такого переразвития каждого духовного качества воспитанника, когда оно растет за счет развития других интеллектуальных способностей; но указать, - где кончается желанная степень развития данного чувства и где начинается его переразвитие, - педагогика не может; при этом педагогика не может не иметь в виду, что как желательность и полезность, так и степень полезности того или иного психического качества находятся в зависимости от ряда условий, среди которых создается и протекает жизнь личности; обращаясь к воспитателям-практикам, педагогика не может также не считаться с тем обстоятельством, что каждый воспитанник имеет исключительно только ему одному присущий психический уровень и ему одному свойственные особенности в энергии и характере интеллектуального развития и что поэтому к отдельному воспитаннику не могут быть целесообразно применены какие-нибудь заранее установленные, определенные нормы. Наличность такой массы не поддающихся измерению условий, с которыми признается необходимым считаться, предлагая какую-либо меру или давая совет в области практического воспитывания, заставляет педагогику ввести в свои положения нерешительность, осторожность и условность. (...)
III
Индивидуальная разница в составе и силе интеллектуальных свойств, как это свидетельствует психология, прежде всего определяется наследственностью, благодаря которой физические и умственные способности как прирожденные, так и приобретенные в жизни, передаются от родителей к детям. Насколько большое значение признается за влиянием наследственности - видно из следующих слов Гюйо: “Каждый индивидуум, - говорит он, - рядом актов, составляющих основу его жизни и координирующихся в наследственные привычки для его детей, развращает или морализирует свое потомство подобно тому, как его предки развратили или морализовали его самого”. Констатируя существование наследственности в сфере психических явлений, психология вместе с тем отмечает, что эта передача в отдельных случаях выражается чрезвычайно разнообразно, причем у отдельных лиц возрождаются в самых различных комбинациях то черты ближайших, то более отдаленных предков. Таким образом, одного этого фактора было бы совершенно достаточно, чтобы сделать возможной ту, указанную прежними педагогами и отмечаемую теперь, разницу между людьми, при которой - “ни у одного человека телесное и духовное строение не тождественно с строением какого-либо другого человека изо всех тысячи пятисот миллионов, населяющих ныне нашу землю”; с другой стороны, эта же наследственность может быть причиной и той разницы в силе различных способностей отдельной личности, при которой, по выражению Амоса Коменского, - “иной - орел для умозрительных наук, а для практических занятий пригоден столько же, сколько осел для игры на лютне”.
Полученное в наследство психическое богатство находится под беспрерывным влиянием бесконечного числа условий действительной жизни.
Явления природы, условия социальной и, в частности, семейной жизни - вот те группы, на которые распадаются внешние факторы духовного развития человека. Из общей массы этих факторов только очень немногие воспринимаются сознательно. По вычислению Вунда, в секундный промежуток времени в сознании может быть не более двух представлений, но помимо этой, сравнительно, небольшой суммы сознательных представлений, психическое содержание пополняется бесконечною массою других восприятий, на которых сознание не останавливается. “Все это психическое содержание, разными путями проникшее в душу человека, сохраняется здесь в целости. По закону сохранения энергии ни одно из впечатлений, запавших сюда, не пропадает. Управляемые законами ассоциации - смежности и сходства, - они входят в разнообразные сочетания, образуют известные группы, создают целые течения в психической жизни человека. Из сочетаний этих мельчайших психических элементов в человеке складывается его личность. Своим содержанием бессознательное дает ей жизнь. Но все это является возможным лишь потому, что бессознательное не есть простое хранилище того, что вышло за порог сознания. В нем все подвергается переработке; оно полно непрерывной деятельной жизни... По учению современной психологии, от бессознательного не только зависят разные поступки, но и самый характер их, а отсюда - тот или другой сознательный выбор этих поступков”. (…)
Для иллюстрации мы приведем лишь несколько подобных “случаев” из действительной жизни из биографии людей, всем известных.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.