Разумеется, в случаях исключительных вмешательство воспитателя необходимо, но вмешательство кроткое и покойное, устраняющее зло без крика, гнева и упреков.
(...) Ребенок, не подчиненный приказаниям, делает лишь то, что ему доступно; его работа не влечет за собою ни отвращения, ни скуки; он сберегает свои силы и тратит на работу время, лишь строго необходимое. Товарищество его не стесняет; ему не приходится, как в классе, ни догонять ушедших вперед, ни поджидать отставших, насилуя свое понимание.
Следовательно, работа его будет производиться с возможною легкостью в условиях, наиболее благоприятствующих успеху. С одной стороны, ребенок будет обладать всеми данными для того, чтобы справиться с каждым возникающим затруднением, с другой - самое это затруднение, состоя в тесной связи с приобретенным уже знанием (а других затруднений быть не может), будет ребенку по силам.
Работа, избираемая свободно (мы называем работой и занятия, и игры детей, - игры их вполне того заслуживают) и удовлетворяющая назревшей потребности, возбудит наибольшую степень напряжения, закрепляя ранее приобретенные знания. К тому же надо заметить, что ребенок беспрестанно видоизменяет характер работы в зависимости от наличного состояния своих сил, естественных склонностей и настроений минуты.
Свободная работа будет всегда исполнена сообразно с наклонностями данного лица и окажется всегда наиболее успешной. Таким образом, мы охраним индивидуальность ребенка, что имеет особенно важное значение.
V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному.
Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется несомненно наиболее важной, потому что все люди, даже те, кого называют преступниками, знакомы более или менее с лежащими в природе человека основами нравственности, но далеко не все умеют согласовать с ними свое поведение.
Заметим вдобавок, что воспитание должно иметь в виду отнюдь не ходячую общественную мораль нашего времени, но должно стремиться к пониманию морали, возвышающейся над общественными правилами и представлениями из области нравственной. (...)
Дитя как существо общественное ощущает потребность жить в согласии и единении с людьми, окружающими его, и потому стремится согласовать свои желания с желаниями других. Оно достигает этого лишь постепенно, встречая большие препятствия со стороны своего эгоизма, но ему приходится делать усилия в этом направлении, потому что отсутствие гармонии между ним и другими людьми причиняет ему страдание. Вначале он замечает лишь отдельные, разрозненные факты, но по мере развития способностей перед ним обнаруживается их взаимное отношение и намечается стремление найти какие-нибудь руководящие основы поведения. С ним случаются маленькие приключения, из которых он выводит ошибочные заключения. Впоследствии, пробуя применить к делу эти заключения, он замечает их несостоятельность и заменяет другими, продолжая ошибаться за отсутствием связи в наблюдениях; но, ошибаясь, он все-таки будет удаляться более и более от первоначального своего эгоизма. Неизбежно ребенок начнет отдавать себе отчет в природе различных фактов, в отношениях, существующих между ними, и в обстоятельствах, их сопровождающих. Из последовательных заблуждений, из страданий, с ними сопряженных, рождается необходимость в более широкой руководящей основе поведения, которую можно было бы применить к наибольшему числу случаев. В сущности, потребность такой нравственной основы уже приводит его на путь создания для себя нравственного закона. Если среда благоприятна, то закон этот будет непрерывно совершенствоваться, потому что развивающиеся способности ребенка будут содействовать внутренней работе, в нем совершающейся.
Важная сторона воспитания заключается в приспособлении естественных стремлений к условиям среды. Следовательно, надо, чтобы ребенок находился в нравственном соответствии с обстоятельствами той жизни, какая сложится в школе. (...)
При предложенной нами системе воспитания мы также предоставляем воздействовать на него [на ребенка] школе ее нравственно здоровою жизнью.
(...) Самым главным делом (...) остается развитие нравственной воли. Надо, чтобы ребенок мог естественно, без усилий согласовать свои поступки с теми обязанностями, которые он сумел сам себе создать. И вот тут особенно видна вся несостоятельность современного воспитания. Положим, ребенку говорят: “Не надо лгать, это гадко”. Ребенок ничего не понимает и продолжает лгать. Его наказывают. Хороша логика! Не лучше ли было бы постараться отыскать естественную причину тяготения ребенка ко лжи, причину его неспособности понять налагаемый закон, - это помогло бы воздержаться от несправедливого и тупо жестокого отношения к детям.
Ведь, с какой бы стороны ни подойти к вопросу, обнаруживается, что всякое знание, всякое умение добывается путем целого ряда усилий и заблуждений; поэтому необходимо понять, что ребенок не может поступать, как сложившийся человек, что он далек от совершенства, но что в то же время он способен совершенствоваться, и лучшим помощником его в этом деле служит именно заблуждение, которое заставляет его страдать. Никакое наставление не может дать ему того, что даст опыт.
Простое соображение указывает, если не чувству, то разуму, каковы должны быть наши обязанности по отношению к ребенку. Мы должны быть терпимы. Каждый его эгоцентрический и даже злой поступок может вызвать в нас лишь чувство покойного сострадания. Его беспомощное состояние и без того часто доставляет ему горе, не будем же отягощать его лишним горем, памятуя, что он виноват, если его поведение плохо согласуется с нашими взглядами.
(...) Мы должны знать, что он может стать дурным или хорошим, смотря по тому, как мы будем с ним обращаться. Будем терпеливо переносить его недостатки и постараемся дать ему силы их преодолеть. Постараемся, чтобы он стал человеком, понимающим различие между хорошими и дурными поступками и желающим действовать согласно с правдой и справедливостью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.