Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 21

              (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень плачевные результаты. (...) Быть может,  тут виновато то обстоятельство, что плохо применяется самая система. А может быть, что еще более вероятно, и система воспитания не совсем правильна, не считается со всеми факторами, имеющими значение в этом деле, или, во всяком случае, не отводит им должного места и, быть может, она почти совсем оставляет в тени один могущественный фактор, непринятие в расчет которого грозит разрушить все тщательно воздвигаемое педагогом здание. 

Да, такой могущественный фактор действительно существует, это - социальная среда, окружающая ребенка. С этим фактором необходимо считаться; неприятие его в расчет часто и делает столь сомнительными все усилия самых лучших и образцовых воспитателей. Педагогику ставят в самую тесную связь с психологией. И это справедливо. Психология составляет самую главную науку, лежащую в основе педагогики, так как последняя существенным образом представляет не что иное, как практическое применение тех законов душевного развития, которые нам открывает первая. Но одной ногой педагогика соприкасается с биологией - ей приходится, напр., считаться с законами наследственности и физиологического развития, которые нам формулирует биология, а другой - она соприкасается с социологией, имеющей дело с общественной средой и взаимодействием, которое существует между этой средой и индивидуумом. Педагогика, будучи существенным образом построена на психологии, имеет свою биологическую и социологическую основу. (...)

I. Важное значение внешних впечатлений ввиду влияния

оказываемого ими на волю

Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложиться в основу умственного развития, но и тем, который одновременно с этим закладывает фундамент для всего последующего развития нравственного. (...)

Устранение детской души от вредного влияния тех или других впечатлений является безусловно необходимым, пока она еще не сформировалась, пока не приобрела твердых и хороших навыков, пока не выработалась сознательная разумная воля. Это устранение от известных впечатлений играет роль и в последующую жизнь ребенка, когда характер его получит более или менее определенную физиономию, и даже в течение всей жизни каждого человека, но никогда оно не имеет такого значения, как именно для первого детства. (...)

Воспитывая ребенка, мы не хотим, чтобы он подвергался влиянию всех сторон данной среды, в которой ему приходится жить. Мы знаем, что эта среда, с заключающимися в ней внушениями, имеет в себе и дурные и хорошие стороны, толкает нашу волю в направлении нравственных побуждений и в направлении, совершенно противоположном им. Мы стараемся путем критического анализа определить те элементы среды, которые имеют хорошее влияние на волю, и затем, насколько это возможно, ставим ребенка под влияние этих элементов. Отделить эти элементы фактически от дурных сторон среды часто является совершенно невозможным и, следовательно, часто бывает невозможно избежать и влияния этих последних на детскую душу. Но во всяком случае воспитатель должен делать все возможное, чтобы создать условия для наиболее плодотворного и прочного влияния хороших сторон среды. Более того, он должен делать все возможное, чтобы оздоровить самую среду, чтобы свести ее дурные стороны к минимуму, а, если можно, то и совсем их уничтожить. (...)

II. Что следует понимать под средою

          (...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной мере будет справедливо. Но мы хотим здесь взять понятие среды не в этом широком, а в более узком смысле.

          В этом смысле под средою следует понимать не все то, что находится вне данного индивидуума, а только то, что так или иначе, прямо или косвенно, на него воздействует. Для каждого существует своя среда, которая оказывает на него влияние, и там, где кончается внешнее воздействие, там даны и пределы среды, окружающей индивидуума. Возьмите двух людей, совершенно одинаковых во всех отношениях  и живущих в одном и том же месте, следовательно, окруженных одними и теми же предметами, но один из них слепой, а другой обладает нормальным зрением, - очевидно, что для каждого из них будет существовать и совершенно различная среда. Таким образом, в этом значении среда есть совокупность всех тех материальных и психических факторов, которые влияют на жизнь данной личности. Все, что на нее не оказывает никакого влияния, - все это и не является составным элементом среды, ее окружающей. Описать среду, в которой живет данная личность, значит перечислить в систематическом порядке все те внешние факторы, которые определяют ее жизнь, ее существование и физическое и духовное развитие. Но, приступая к подобному описанию, мы скоро убеждаемся, что далеко не все факторы являются равноценными по своему влиянию, - одни имеют для жизни данной личности большее значение, другие - меньшее, а третьи играют и совсем ничтожную роль. И переход от факторов первого порядка к последним является совершенно неуловимым. Кроме того, один и тот же фактор может иметь совершенно различное значение, смотря по тому, в связи с какою стороною существования личности мы его рассматриваем. Так, например, он может являться очень важным для физического развития личности и не иметь почти никакого значения в смысле ее нравственного совершенствования. (...)

VI. Психическое взаимодействие и те результаты,

к которым оно приводит

(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому взаимодействию, и вместе с тем сама общественная жизнь ведет к все большему расширению и развитию психического взаимодействия между личностями.