Свободное воспитание. 1908-1909. № 10 - С.81-92.
ИЗ КНИГИ ЖИЗНИ
1. Общественное признание идеи свободного воспитания
и образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, так сказать, из своего лабораторного состояния и захватывать более широкие круги общества. Еще далеко до приближения к идеалам новой школы, но, несомненно, понимание новой идеи все более и более делается достоянием русского общества. (...)
Современная школа не обращает внимания на человеческую личность, ничуть не дорожит ее творческою инициативою, способностью к самодеятельности и самовоспитанию; не следуя же этой заповеди развития и укрепления в учащемся чувства личности и самостоятельности, современная школа не в состоянии ответить одному из важнейших требований борьбы с алкоголизмом, которое стремиться в алкоголике прежде всего поднять дух и веру в себя и свои силы. Таким образом, для успешной борьбы с алкоголизмом в будущей жизни учеников школа должна быть реформирована на началах юной самодеятельности, самоуважения, веры в себя.. (...)
2. Детский музей, как воспитатель
Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...)
Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея в С. Америке. (...)
“В основу создания музея были положены следующие руководящие начала: 1) создать детям приятное место собраний с целью развития их вкуса и возбуждения в них высших интересов; 2) создать деятельный педагогический центр постоянной помощи школьным занятиям и 3) давать ребенку возможность мыслить в свободные от занятий часы.
Метод, который был принят, показал, во-первых, необходимость привлекательных и интересных для детей коллекций, могущих в то же время служить пособиями для учителей, и, во-вторых, необходимость такой системы общения с детьми, которая достигла бы полезных результатов путем развития в ребенке добровольного стремления к знанию”. (...)
Громадным по своему значению, необходимости и пользе дополнением к музею является прекрасная библиотека при нем. (...)
“Хорошо зная школьное дело, все выставочные объекты музея, а главное, самих детей, библиотекари не только дают требуемые справки, но направляют вкусы молодых читателей и руководят ими. Кроме того, библиотека указывает родителям и учителям самые интересные и полезные книги по естествознанию и помогает им выбирать наиболее подходящие к потребностям их детей. Музей ничем не стесняет своих посетителей, он безвозмездно доступен детям всех возрастов и представляет каждому развлекаться и заниматься по своему усмотрению”. (...)
Музей давал детям много, но вскоре оказалось, что и дети могут многое дать ему.
“Вначале дети были только обозревателями и посетителями музея. С годами, они захотели быть его творцами”.
“Когда дети стали из года в год посещать музей, то все настойчивее стали раздаваться просьбы дать возможность работать самостоятельно и собственноручно делать коллекции и составлять приборы. Помня основную цель музея - не упускать из вида, что организация детского музея требует таких изменений и приспособлений методов, какие делали бы его все более и более привлекательным для детей, - руководители пошли навстречу этому общему пожеланию, и теперь музей ежегодно пополняется работами и коллекциями, сделанными и собранными самими детьми”. (...)
Главная задача музея - это содействие детям обнаружить их истинные интересы, их наиболее сильные и плодотворные влечения - и, обнаружив, удовлетворять их в науке, исследовании и творчестве. У детей с музеем устанавливается благодаря этому такая прочная связь, которая, как мы видели, не порывается долго, долго спустя.
_________
(...) “В 1907 г. в Москве, в доме общества Сетлемент, куда по вечерам собиралось много детей с окраины города для бесед с “сотрудниками”, для изучения какого-либо ремесла для того, чтобы получить интересную книжку или просто поиграть или потолковать друг с другом, была открыта для желающих большая светлая комната для ручного труда. (...) В комнате стояло несколько чучел птиц, кое-какие коллекции по ботанике и зоологии и было устроено много полок для детских работ. Дети с первого же дня прозвали за это комнату музеем”. (...)
Со временем работавшие в музее дети разбились на пять главных групп.
“1) Самые старшие мальчики в возрасте 12 - 16 лет образовали группу “электротехников”. Движение трамваев по улицам и освещение электричеством сильно интересовало их, а непонимание причин не давало покоя пытливому уму. По их просьбе были организованы беседы по электричеству и магнетизму. Результатом бесед и занятий явились самодельные: лейденская банка, электрофорная машина, элементы.(...) Дети применяли свои знания и опыт и дома, напр., проводили электрические звонки”.
“2) Следующая группа, состоящая из мальчиков и девочек в возрасте 10 - 14 лет, пожелала заниматься непременно “физикой”. Всех привлекала возможность делать всевозможные опыты с этой группой. Беседы велись о теплоте, о жидкостях и их свойствах, о воздухе, давлении и многих других явлениях, встречающихся в окружающей жизни. Результатами явились приборы, показывающие расширение тел от нагревания, и разные насосы. Каждая беседа сопровождалась опытами, поставленными самими детьми”.
3) Третья группа была школьная: ее составляли мальчики и девочки 9 - 12 лет из городских школ. “Эти пожелали узнать, как люди жили прежде. Беседы велись о каменном веке и о последующих периодах. Строились шалаши, из глины лепилась посуда, выделывалось соответственное оружие (каменный топор, напр.), созидались свайные постройки”. (...)
Участники же следующей, 4-й, группы пришли прямо в “Музей”, и уже потом организовали новый клуб. Эта четвертая группа, мальчики 8 - 11 лет, занималась этнографическими постройками. Дело было начато с постройки русской избы со всеми ее особенностями и характерными чертами, хозяйственными принадлежностями и т. д., потом стали строить жилище самоедов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.