Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 31

XIII

В “Доме Свободного Ребенка” нет никаких наказаний. Все, что имеет хотя бы отдаленное подобие наказания, должно быть изгнано из жизни “Дома Свободного Ребенка”. Руководители “Дома Свободного Ребенка” обращают главное свое внимание на то, чтобы предупреждать такие поступки со стороны детей, которые являются нарушением прав или других детей, или взрослых, что достигается с их стороны старанием сделать жизнь детей настолько полной и содержательной, настолько богатой творческим делом, что для отрицательной деятельности почти не остается никакого места, и у детей не является даже и желания в отношении этой отрицательной деятельности. Но, несмотря на это, конечно, все-таки могут иметь место такие поступки детей, которые являются нарушением прав другого. Что в таких случаях должны делать руководители “Дома Свободного Ребенка”? Прибегнуть к наказанию? Ни в коем случае. Мягко и кротко надо постараться дать почувствовать всю ненормальность его поведения, и чем мягче и кротче это будет сделано, чем меньше внесено в это дело раздражения, тем больше мы будем иметь шансов надеяться на успех. (...) В отношении недостатков и дурного поведения ребенка надо быть терпеливым, только тогда мы и достигнем какого-нибудь положительного результата. Отнюдь не надо позволять себе каких-нибудь угроз и не заставлять детей давать каких бы то ни было торжественных обещаний, относительно которых есть основание предполагать, что они могут их нарушить. Надо добиваться того, чтобы ребенок подвергался тем последствиям своих поступков, которые он раньше сам же санкционировал.(...) Тогда, неся какие-либо неприятные последствия своего поступка, он будет подчиняться тому закону, который он сам же установил. (...)

XIV

(...) “Дом Свободного Ребенка” стремится привлечь родителей к возможно более активной роли в деле воспитания. Он не только не считает нежелательным вмешательство родителей в дело воспитания и образования, но он, напротив того, радостно приветствует его. “Дом Свободного Ребенка” широко открыт для родителей, и они для него не чужие, не посторонние лица, не досадная помеха, а желанные сотрудники и помощники всех тех, кто деятельно работает в этом доме над разрешением проблемы истинного воспитания и образования.

Чем больше родители будут считать “Дом Свободного Ребенка” своими домом, чем меньше они будут чувствовать себя в нем посторонними посетителями, от которых рады отделаться как можно скорее, тем лучше удастся поставить дело воспитания и образования тех детей, которые посещают этот дом. “Дом Свободного Ребенка”, открывший широко двери своим родителям, зовущий каждого из них к активной помощи в меру его сил, способностей и свободного времени, тем самым становится великой воспитательной и образовательной средой для самих родителей, он незаметно для этих последних ведет к преобразованию их личной и семейной жизни в духе тех идеальных принципов, на которых он построен. (...) Как счастливы были бы многие дети, если бы их невежественные родители, часто располагающие при этом большим досугом, не постыдились учиться вместе с ним!.. Они не чувствовали бы себя тогда в такой степени чуждыми своим родителям. Облегчая таким образом для родителей возможность сознательного и разумного участия в деле воспитания и образования своих детей, мы вместе с тем работаем над смягчением той розни между “отцами” и “детьми”, которая при старой системе воспитания и образования обнаруживается в такой резкой форме. (...) “Дом Свободного Ребенка” должен стремиться стать таким воспитательно-образовательным учреждением, которое признано уничтожить антагонизм между семьей и школой, сделать их взаимно дополняющими друг друга и слить их в одно гармоническое целое. Эта идея гармонического слияния семьи и школы является одною из руководящих и направляющих идей в жизни и деятельности членов “Дома Свободного Ребенка”. (...)

XV

(...) Совместными усилиями всех членов “Дома Свободного Ребенка” будут определены те условия, тот modus vivendi, который должен быть соблюдаем всяким (будет ли это родитель, будет ли это учитель или ребенок) приходящим туда, для того чтобы жизнь этого дома могла развертываться нормальным образом и именно так, чтобы быть для детей в наибольших размерах и наилучшей воспитательной и образовательной средой. Этим условиям должны будут подчиняться все и на всех будет лежать обязанность следить за тем, чтобы эти условия не нарушались. (...) Таким образом, если бы какой-либо родитель пожелал посетить те или другие занятия, чтобы посмотреть, как они ведутся, или просто лично интересуясь их предметом, то он мог бы это сделать только в том случае, если бы он явился к самому началу занятий, но был бы лишен всякого права входить в ту комнату, где ведутся занятия, в том случае, если занятия уже начались. Таким же точно образом совместными усилиями всех членов “Дома Свободного Ребенка” могут быть установлены и другие правила, соблюдение которых требуется для правильного функционирования “Дома Свободного Ребенка”. Эти правила не будут носить в себе ничего произвольного, но будут естественно вытекать из всего строя жизни в “Доме Свободного Ребенка”, будут продиктованы необходимостью достижения той высокой цели, которую себе ставит “Дом Свободного Ребенка”. Соблюдение таких естественных правил не будет ни для кого тягостно, и потому вряд ли явятся многочисленные нарушители их. (...)

Погоня за “образцовым внешним порядком” и за строгой скрупулезной регламентацией жизни, чрезмерный формализм приводят часто только к тому, что цветущие и радостные сады жизни обращаются в пасмурное, полное слез и вздохов кладбище. Образцовый порядок часто означает почти то же, что образцовая мертвечина. (...) Свободная жизнь, хотя бы и беспорядочная вначале, сама создает свой порядок, и этот свободный порядок, рожденный хотя бы и более долгим и медленным путем, рожденный хотя бы среди некоторого хаоса и мучений, будет в тысячу раз ценнее того образцового порядка, который мы надеемся сразу насадить нашими тонко задуманными правилами, проводимыми в жизнь во всей своей строгости, причем не терпится никаких ни послаблений, ни уступок. (...) Свободная жизнь сама естественно и свободно стремится сорганизоваться  и именно в те формы, которые облегчают ее дальнейший естественный рост и развитие в направлении к все большему совершенству. Облегчим эту свободную организацию жизни, но остережемся помешать ей искусственно придуманными регламентами!