Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 124

И все-таки мы не движемся.

В этой области опять же огромное значение будет иметь взаимопомощь между людьми. Люди очень различны, разнообразны по своему духовному складу и жизненному опыту. Поделиться опытом своей жизни с своим ближним - это значит пополнить его опыт, обогатить его. В этом смысле единение людей явится школой для самообразования, самосознания и движения вперед. (...)

Свободное воспитание. 1915-1916. № 7. -С. 1-4.

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ

В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека?

Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно прикасаемся к чистому источнику духовной жизни человека. Ребенок всем своим существом напоминает нам о забытой нами родине человеческого духа. Сердце наше бьется созвучно с сердцем ребенка, все нечистое, скверное исчезает из души. Душа ребенка точно внедряется нам в душу, сливается с ней, и в этот миг так светло, так радостно бьется наше сердце.

Ребенок не только напоминает нам о том, что вместе с чистотой и невинностью детства мы утратили и радость жизни: он, как наш добрый гений, как ангел-хранитель души взрослого человека, ясно говорит нам, что путь к лучезарной родине нашего духа не закрыт для нас.

В этом тайна радости, которую зажигают в нашей душе дети, лаская и обнимая нас. (...)

Мы никогда бы не поняли детей, если бы искра детской невинности и чистоты не тлелась в глубине нашей души, если бы разжечь ее не жаждала сама наша душа.

Ангел невинности и чистоты, в лице ребенка, только будит такого же ангела в нас самих. Отсюда наша радость - в трепете крыльев ангела невинности и чистоты, проснувшегося в нашей собственной душе.

Дети говорят нам только, что все мы можем быть так же чисты и невинны, как они: их кристальночистый смех и светлая жизнерадостность, вызывая радостное созвучие себе в лице взрослого человека, окрыляет и влечет к очищению источника величайшего счастья на земле.

"Вы можете быть счастливы", всем своим существом говорят нам дети, но тогда, когда поймете глубокий смысл в словах Христа и уподобитесь им, станете детьми. Только тогда, когда душа ваша станет чистой как хрусталь, как душа ребенка, великое мироздание отразится в ней в своей бессмертной красоте.

Свободное воспитание. 1915-1916. .№ 8. -С. 1-2.

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ

(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница только в том, что духовному развитию человека, совершенствованию его ума и сердца, не положено предела. Животные же в этом отношении замкнуты по своей природе в какой-то резко очерченный, неподвижный круг. (...)

Человек, особенно в своем детском возрасте, как-то инстинктивно, неудержимо чувствует свою близость к кошке и собаке, он чувствует себя в среде домашних животных как у себя дома, как будто понимает их язык, их нравы, обычаи и повадки.

Близость животных к детям, любовь детей к животным, - есть какое-то очень многозначительное указание природы, на то что чувство это - здоровое, жизнерадостное, - может явиться в дальнейшей жизни человека источником постоянной бодрости, энергии и все более и более развивающейся любви человека к окружающей природе.

Для этого нужно только, чтобы взрослый человек вовремя, с чуткой любовью, разумно удовлетворял духовные запросы ребенка, добывал ему ту духовную пищу, которой так жаждет его душа. (...)

Велико значение чутких, любвеобильных писателей, в живых красках изображающих детям и взрослым жизнь животных. Твердою, знающею рукой закладывают они основу той истинной науки, которая наполняет человека любовью ко всему, раскрывает ему глубокую родственную связь, существующую между человеком и окружающим его миром.

Будить в человеке сочувствие горестям и радостям животных - это значит расширять человеческую семью, вводить в нее все новые и новые существа.

Умеющий любить животных научится еще сильнее и глубже, чем раньше, любить своего самого близкого брата - человека. Чем шире распространяется чувство человеческого сердца на окружающий мир, тем глубже и радостнее становится оно.

В этом смысле великий грех творят с детьми те люди, которые учат их ловить бабочек и насекомых и насаживать их на булавки. Они, в сущности, учат детей убийству живой природы, которая полна поэзии и вечно возрождающейся красоты. Сухая, мертвая, якобы “научная” цель дороже для таких людей живого, прекрасного мироздания.

Им надо напомнить замечательные слова одного геолога, друга детей, который, держа в руках камень и рассказывая о нем детям, сказал им: “Дети, человек призван к тому, чтобы оживлять мертвое, а не умерщвлять живое”. 

Свободное воспитание. - 1916-1917. -     .№ 11-12. - С. 119-124.

ТАЙНА СЧАСТЬЯ

(Мысли о детях и взрослых)

(...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различных, не только не дружественных, но очень часто враждебно настроенных друг к другу миров.

Иногда просто становится страшно за себя, когда посмотришь в глаза ребенку. Видишь перед собой полного жизни маленького человека, а себя чувствуешь точно на три четверти умершим, еще при жизни безвременно угасшим человеком.

Отчего это произошло? Ведь все мы, взрослые, вначале были детьми. Ведь и в нас на заре жизни била эта чистая, светлая струя, отражая в себе лучи из какой-то таинственной, лучезарной отчизны человеческой души. Ведь та жизнь, которая мутными волнами так тяжело протекает в глубине души взрослого человека, была некогда так легка и прозрачна в детстве, в своих истоках. Откуда эта мука, откуда эта грязь и тяжесть?

Чем глубже думаешь над этим жизненным вопросом, тем больше убеждаешься, что этого не может быть. Все наши беды от того, что мы заблудились, сбились с верного пути, вообразили себя взрослыми, умудренными опытом людьми, в то время, как мы только всего-навсего сами себя не познавшие, зараженные манией взрослости, младенчески невежественные люди.