Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 117

Но социальная этика требует также, чтобы каждый член общества не только расплачивался за получаемые блага, но, главным образом, и то, чтобы он, внося в общую сумму общественно-необходимого производства и свою долю труда, получил бы все плоды своего труда полностью. Поэтому необходимы не благотворительные школы, по принципу Фридриха II, согласно которому “труд для народа”, а плоды труда - для кого угодно; не воспитание ремесленников и профессионалов, рабочих, а воспитание граждан - творцов своей собственной судьбы, личной и общественной, людей сильной воли и сознательного отношения к окружающему миру. Но для воспитания таких граждан необходима опять-таки трудовая школа, и только она.

Но при этом необходимо подчеркнуть, что трудовая школа имеет в виду синтезировать труд, умственный и физический, придавая ему широкий общеобразовательный характер, гармонически соединяя для этой цели науку и жизнь, теорию и трудовую практику, подобно тому, как труд и наука синтезированы в общекультурной жизни и технической промышленности.

Поэтому трудовое воспитание не следует смешивать с ремесленным или техническим образованием. Ограничивать трудовое воспитание этим последним - значит грешить тем же, что и старая, схоластическая учебная школа - сугубой односторонностью: развивать одну сторону человеческих способностей - одну технику, навыки и приемы - нисколько не лучше той односторонности старой школы, которая развивала одну абстрактность, одну “умственность”, память или рассудительность.

Трудовая школа это не школа, где только преподается ручной труд, как учебный предмет на ряду с другими “предметами” и где, стало быть, и без того перегруженная программа обременяется еще одним предметом. Нет, трудовая школа - это общеобразовательная школа, где на труде и посредством труда дети непосредственно знакомятся с явлениями и объектами живой и неживой природы, с законами, господствующими в ней, с научным объяснением этих законов и их взаимодействий.

Трудовой принцип воспитания - это принцип самодеятельности и активности учащихся, самостоятельного исследования и экспериментирования над предметами.

В старой школе господствовала пассивность, отвечающая духу старой схоластической науки: учащийся должен был принимать преподносимую ему науку  на веру, брать готовые истины, готовые знания, стереотипно зафиксированные, отчеканенные. Естественно, поэтому и метод усвоения их был пассивный, одной памятью, зубрежкой, без участия всех психических и эмоциональных способностей ребенка. “Рассуждения”, критический анализ и - боже упаси! - эксперимент и самостоятельное исследование или проверка зазубренных истин не допускались, считались преступной ересью.

В новой, трудовой школе, наоборот, учащийся усваивает все свои знания при активном участии всех его физических и психических способностей.

Задача трудовой школы именно в том и заключается, чтобы на труде гармонически развивать все стороны человеческих способностей: умственные и технические, физические и психические, эстетические и даже моральные.

Сторонники гармонического трудового воспитания должны поэтому строго отмежеваться от того узкоутилитарного и профессионального понимания этого принципа, которое под трудовой школой понимает одно только преподавание так называемого “систематического ручного труда” и технических навыков. Есть огромная масса педагогов-профессионалов, которая ничего, кроме этого, в трудовой школе не видит и видеть не желает. (...)  Но истинные друзья трудовой школы, школы будущего, должны быть на стороже, чтобы узкие профессионалы из великой идеи не сделали бы маленького дела... (...)

Свободное воспитание. - 1914-1915. -     № 3. - С. 25-40.


М. Левитина*

ПРАВА ДЕТСТВА

(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)

(...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общения с взрослыми, манеры, которые он приобретает, его навыки, его привычки - все складывается из двух начал: его личной индивидуальности при рождении и общественного влияния окружающей среды. Занятия и игры ребенка, как и игры молодых животных, также создаются и развиваются лишь в обществе себе подобных. В дальнейшем наиболее продуктивная жизнь и деятельность ребенка складывается также в обществе и через него. (...)

В воспитательном отношении семья давно уже не выполняет и не может выполнить своих функций. Присматриваясь к семьям состоятельных классов, мы видим в России и в Европе значительное ограничение в деторождении: всюду царит Zwei, а то и Ein-Kindersystem. Что же вносит эта новая семья с одним, много с двумя детьми? Несомненно, что тот общественный характер воспитания, который можно было представить себе в семье многочисленной, теперь исчезает. Там ребенок как ни как играл, работал и развивался бок о бок с братьями и сестрами, почти ровесниками себе; круг интересов и запросов был понимаем и дополняем ими, желанья и стремления сталкивались и боролись, уступали или побеждали их желания и стремления. Теперь ребенок растет почти одиноким. Взрослые, правда, больше холят его, он поставлен в центр всего дома, он часто маленький хозяин его. Но, по существу, он одинок, потому что живет в духовной атмосфере взрослых. Он становится рано старичком и притом эгоистом, потому что весь строй жизни, все его воспитание в семье только и может быть эгоистично. (...)

В России число женщин-работниц значительно возрастает, а в деревне благодаря уходу из нее молодежи, мужчин женщина настолько перегружена работой, что если она и не отсутствует, то фактически не в состоянии как следует накормить, а не то что воспитывать своих детей. (...)

Это растущее отсутствие семейной атмосферы, с одной стороны, и сама неудовлетворительность в общественном отношении семейного воспитания - с другой, требует, чтобы дело воспитания было взято на себя кем-то другим. Это - никто иной, как общество. Дети ведь тоже члены общества и даже более правомочные члены, чем взрослые и старики, с точки зрения будущего, потому что они-то будут творить жизнь непосредственно за взрослыми и будут осуществлять то, что сейчас намечается в обществе. Демократизирующееся общество является наиболее заинтересованным в том, чтобы эти работники “будущего” росли и развивались наилучшим, наиболее здоровым, физически и духовно, образом.