Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 108

Русская община, мир, артель, - формы общежития, где человек чувствовал себя куда более близким к другим, не одиноким в минуту невзгоды. И тут именно был важен не только факт помощи, но и известная сердечность ее, семейственность ее. Недаром до сих пор многие у нас сердцем чуют глубину духовной силы общины и стояли за нее, несмотря на внешние уродливые ее формы. Они чуют ту внутреннюю духовную красоту, которую она может и могла бы проявить в лучших условиях.

Не имея в жизни ярких примеров у нас в России общественной семьи, - задавленной грубыми внешними формами, - более ясно становится появление проповеди ласки, тепла, сердечности одной личности к другой, какую дал с присущею ему мощью и страстью Толстой. Но интересно, что последователи его нашли, что лучше, легче жить и творить добро не в одиночку, а сообща, и стали образовывать общественные ячейки, создавать общины. То же в любой религиозной ячейке, ищущей добра и себе и другим, желающим жить с большим исполнением его. Тотчас же создается община, кооперация.

  В Европе, а еще больше в Америке можно найти сильные и интересные примеры такой общественно-семейной работы. Там  уже создалось гораздо более ясное общественное течение в пользу семейных начал в школе и во всяких других общественных организациях не только для детей, но и для взрослых. (...)

Важно отметить, что главным носителем этой идеи сближения людей друг с другом не только на почве службы, экономического или умственного интереса, но и просто общения между собой соседей явились так называемые сетлменты* или культурные поселки.

Их идея - рост культурности среди жителей той местности, где основался такой центр культурности жизни, т.е. обычаев, отношений, что ведет за собой именно то, что они называют лучшее соседство, “neighbourohood”.

А это, в сущности, и представляет из себя широкую семью.

Их идеал - более близкое, сердечное общение между собой соседей, отзывчивость не только в минуту несчастья, но и в минуту радости, в часы общего свободного времяпрепровождения. (...)

Создается идеал народного дома на каждом перекрестке, куда соберутся - молодежь для подвижных игр, матери для бесед о доме, хозяйстве, детях, для шитья и вязанья, чтобы послушать одновременно и хорошую музыку и чтение. Старики имеют свои интересы и вкусы. Такого рода социальные центры начинают уже расти в Америке во многих местах. И вот в эту-то сторону и может направиться и наша работа для взрослых по семейному воспитанию.

Другое дело дитя. Здесь тоже необходимо взглянуть, поскольку общество может дать ребенку семейное воспитание, кроме своей обычной задачи - дать ему образование и, если возможно, общественное воспитание.

Взгляните сначала на школу. Если бы школа была большим подобием семьи, то она от этого только бы выиграла. Если бы школа сама для себя делала свое домашнее хозяйство, имела свой огород, птичий и скотный двор, варила пищу из этих продуктов, шила одежду, делала обстановку, то имела бы более семейные отношения в заботе старших о младших в своих играх, занятиях, прогулках, основывая все на семейной взаимопомощи, то насколько бы она подвинулась вперед в создании не только лучшего человека, но и лучшего гражданина. И в Америке есть уже такие школы. Одним из первых апостолов такой школы был знаменитый негр Букер Вашингтон, создавший и ряд таких школ, и удивительную учительскую семинарию для подготовки таких учителей для своих собратьев негров. Но элементы такой школьной организации есть и в других школах для белых. Есть такие школы, основанные в разных местах Америки, среди последователей Генри Джорджа. (...)

Раньше дитя не оставалось в школе весь день. После окончания уроков дети уходили домой - увы! - большей частью для того, чтобы вечером готовить уроки. Школа была закрыта и на лето.

Теперь в Америке многие сознали, что этим задача школы не исчерпывается, а, пожалуй, лишь касается одним краем.

Главным воспитателем ребенка является часто, если не всегда, - не семья, не учитель, а окружающая его среда.

Раз это так, то надо внести как раз в эту среду необходимое тепло, ласку, радушие, которое дает семья, и работу, игру для ума и тела, что может дать школа и руководитель, как бы он ни назывался: учитель, библиотекарь, руководитель игр, экскурсий и т.п., так теперь учитель стал лишь составной частью того современного учебного персонала, который идет со своей помощью к детям.

Школу открыли до ночи и по воскресеньям устроили там вечерние клубы, где создаются маленькие, более тесные, дружеские ячейки детей со своими руководителями.

Все лето школа тоже открыта для желающих играть, учиться мастерству, искусству, для исследования природы.

Американцы поняли, что, собственно, школа - лишь маленькая составная часть той громадной воспитательной и образовательной работы, которую общество может дать своему подрастающему населению.

“Помните, что невоспитанное дитя - отец будущего преступника”, - говорят американцы.

И вот детские читальни, площадки для игр, детские музеи в самой тесной и дружеской кооперации со школьным персоналом и в одном ведении всего школьного организма растут и множатся по всей стране. Десятки миллионов теперь уже тратятся не на школы, а на вспомогательные воспитательные учреждения для детей.

Важно еще отметить, что и приюты и тюрьмы для малолетних упорно реорганизуются там на семейных началах и дают поразительные примеры удачной работы со своими воспитанниками.

Родительские организации в Америке тоже входят все в больший контакт не только со школой, но и со всеми новыми ответвлениями. Учитель, библиотекарь, руководитель игр, заведующий музеем, доктор-психолог и гигиенист, руководитель спектаклей, пения и родители составляют тот кружок, который и советуется и работает вместе. (...)

Дело не в дебатах о преимуществе семейного воспитания пред общественным или наоборот, а в том, чтобы найти лучшие, более хорошие, чуткие и действующие на природу ребенка способы воспитания, в которое равно должны войти элементы того и другого.