В этом отношении важным представляется вопрос, насколько окружающая среда стесняет или, наоборот, поддерживает развитие в человеке творческих сил. Среда, подавляющая в человеке с самых малых лет всякое творчество, не может быть благоприятна для развития нравственности. В такой среде, как бы высоко она ни стояла в культурном отношении, могут возникнуть акробаты [автоматы – Л.М.] нравственности, но не истинно нравственные люди. Надо остерегаться слишком развивать в детях психологический автоматизм, - он и так заполнил нашу жизнь и душит в самом зародыше всякое проявление истинно творческих сил, которым принадлежит будущее. Окружающая ребенка среда в большинстве случаев стремится с самых малых лет выработать из него автомата, а не свободную и сознательную личность человека - творца. (...)
Что касается среды вообще, то в этом отношении на ребенка действует благотворно все то, что вызывает с его стороны сознательную психическую или двигательную реакцию, что так или иначе побуждает его действовать согласно определенной намеченной цели, побуждает производить ряд тех или других целесообразных движений или возбуждает самостоятельную работу его мысли. Все это воспитывает его волю. И, наоборот, все впечатления внешнего мира, подавляющие активность в человеке, надо признать крайне вредными в воспитательном отношении. Этих впечатлений, безусловно, надо избегать. Для ребенка надо создать такую среду, которая постоянно пробуждала бы в нем активные чувства, вызывала бы его самодеятельность, заставляла бы его сознательно и обдуманно действовать. Только при таком условии воля в ребенке достигнет той широты развития, без которой невозможно совершенствование человека в нравственном отношении. (...) Наши представления, наши понятия, наши идеи мы должны стремиться объединить в одну систему, в которой руководящей идеей является идея о действии. Надо действовать постоянно и непрерывно, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону, надо одному и в союзе с другими своей деятельностью создавать и творить новые формы жизни, которые превзошли бы своим совершенством существующие. Улучшать окружающую нас материальную обстановку, улучшать самого себя, улучшать других людей и социальные отношения, существующие между ними, - вот что должно облегчать нам наше миросозерцание, что оно должно делать ясным для нас до степени возможного осуществления. Только активное миросозерцание и имеет какую-нибудь цену. Задача воспитания - выработать человека с неутолимой жаждой деятельности, и деятельности сознательной, разумной, творческой, а не пассивного зрителя или созерцателя того, что происходит на арене жизни или в его собственной душе. (...)
Деятельное творческое отношение к природе надо воспитывать в ребенке, его надо тщательно поддерживать и развивать, стараясь о том, чтобы ребенок не являлся в отношении природы пассивным и чтобы он научился подавлять тот страх, который природа порою в нем возбуждает. Надо прилагать особенную заботу к тому, чтобы материальная среда, окружающая ребенка, как только представится к этому возможность, служила ему поприщем для свободной творческой деятельности и для производительного труда, направленного на создание тех или других материальных благ, с которыми связано счастье человека или которые служат источником его гармонического развития.
(...) Материальная среда, окружающая ребенка, имеет ли она естественный или искусственный характер, должна доставлять достаточный материал для творческой, созидательной деятельности, и не должна затруднять свободное обнаружение накопленной в нем активности. (...)
Материальная обстановка, окружающая ребенка, должна служить постоянно, вместе с ростом сил в нем все в более возрастающих размерах, поприщем для приложения сознательного, творческого труда. Способность к такого рода творческому труду неизмеримо важнее всего того богатства впечатлений, которое может доставить, ценою подавления самостоятельной духовной жизни, чрезмерно сложная и разнообразная среда, и вот почему родители и воспитатели должны с самых малых лет культивировать эту способность в своих детях.
Они должны развивать в детях любовь и уважение к труду, что возможно, конечно, только в том случае, если труд и наслаждение в сознании ребенка будут тесно и неразрывно связаны друг с другом. (...)
VIII. Задачи, стоящие перед воспитателем ввиду факта
влияния среды на нравственное развитие ребенка.
Связь педагогики с социологией
(...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к правде, к свету. Не опускать ребенка на низшую ступень в нравственном отношении ввиду дурной, испорченной среды, а поднять самую среду на одну хотя бы ступень выше в этом отношении, - вот что должно составлять одну из существеннейших задач искусства воспитания. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы устроить свою жизнь на началах нравственности, жизнь своей семьи, своего народа, всего человечества, и только тогда, когда он будет прилагать к этому все свои усилия, можно будет сказать, что он делает все возможное для того, чтобы эти нравственные начала пустили глубокие корни и в его детях.
Таким образом, если мы хотим воспитать в своем ребенке те активные нравственные чувства и идеи, которыми питается нравственность, то надо прежде всего, чтобы мы сами были нравственными людьми и представляли бы ему образец деятельности и плодотворной в нравственном отношении жизни. Образ жизни и деятельности окружающих людей невольно вызывает со стороны ребенка подражание. Кто хочет, чтобы его дети были деятельными, тот должен прежде всего сам трудиться, не покладая рук. Ничто не действует так благотворно на ребенка, как пример трудовой жизни тех людей, которых он любит, т.е. отца и матери. (...)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.