Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 103

При такой форме оценки открывается и широкий простор применению принципа индивидуализации, что, в обстановке педагогического совета, когда эта оценка дается разными преподавателями, прежде всего будет способствовать ее объективности, т.е. действительной точности и справедливости, так как окажется невозможным при таких условиях смешение успешности учащегося с его “поведением”, т.е. с отношением к данному преподавателю. Обратившись к своему наблюдению, проверяя его данными об отношении учащегося к учебным занятиям у других преподавателей на педагогическом совете, учитель почерпнет сознание и собственных ошибок, многое сможет объяснить себе, что ему было непонятно в ученике, многое простит ему или, наоборот, получит подкрепление для своих требований.

Такая подробная объективная оценка, основанная на требованиях самого предмета, где при этом не забыта и положительная сторона работы учащегося, способна не оттолкнуть его от нее, а привести его к подлинной самооценке.

Такую “отметку” он действительно поймет, а потому она не явится поводом к нарушению благожелательных отношений к преподавателю. Кроме того, даже в исключительном случае, учащийся не встретит сочувствия у своих товарищей или родителей, которые, имея возможность сравнить с подобным отзывом собственное впечатление, способны только поддержать его (т.е. отзыв), а родители, к тому же, помочь пополнить указанные в нем недочеты.

Такая твердость и убедительность оценки получит подкрепление еще с другой стороны. Не забронированный принуждением, преподаватель, несомненно, направит свои заботы к оживлению классной работы на основе самодеятельности учащихся, к привлечению их интереса путем наглядного и жизненного преподавания предмета.

В такой обстановке, обеспечивающей действительные условия, успешности и поведения учащихся, преподавателю не придется уже тратить своих сил на борьбу с массовым недовольством учащихся, с дурным поведением их в классе, с различными ухищрениями, чтобы обмануть себя и преподавателя.

На уроках они будут чувствовать себя свободнее и учиться не в ожидании возмездия или поощрения, а ради самого знания, потому что это интересно или потому что все учатся, что вообще надо учиться. В таком классе не может быть “первых” учеников, этих каких-то особенных счастливчиков в отношении получения “пятерок”: сегодня отличился один, завтра - другой, этот знает одно лучше, тот - другое. Этим устраняются препятствия и для подлинного товарищеского общения.

При последовательном выполнении всех условий новой оценки дурное поведение и неуспешность учащихся ни в коем случае не может носить такого массового характера и сведется к отдельным исключительным случаям, которые будут требовать опять-таки не принуждения, а особого педагогического внимания и ухода, достигаемого уже в школах для дефективных детей.

Только при подобной постановке учебно-воспитательного дела школа окажется на моральной высоте своего педагогического призвания. Подлинный авторитет в сфере учащихся передался бы и родителям, и в последних, вместо недоверия к школе или отношения к ее персоналу, напоминающего отчасти отношение к начальству, зародилось бы искреннее и дружное стремление к содействию в том же направлении. Вместе с тем школа явилась бы для семьи проводником здоровых воспитательных понятий.

Да не подумает читатель, что здесь представлены лишь априорные соображения. Пишущему эти строки пришлось самому испытать и сравнить результаты принятой и другой системы оценки.

В учебном заведении, о котором идет речь, и где отмена принудительной оценки шла в направлении целого ряда других перемен, учителя входили в класс безоружными: безо всяких журналов, никогда не вынимали записных книжек в присутствии учеников, чтобы внести туда какой-нибудь отзыв.

Через каждые две недели на совете обсуждались успехи класса по всем предметам. Отдельный преподаватель высказывал свои наблюдения относительно хода занятий данного ученика. При этом сообщались сведения не только касательно отношения ученика к данному предмету, но и наблюдения об отношении его к товарищам, его жизни вне школы, семейной обстановке, здоровье (на совете присутствовал врач) и т. д. Получалась более или менее полная картина. На этом основании давался отзыв. Отзыв подробный заключался отзывом кратким, успевает ли ученик вообще по данному предмету за данный промежуток времени. Впрочем, последние отзывы следует давать с крайней осторожностью, так как в них легко внести элемент принуждения; они допустимы разве лишь в качестве перехода. Если преподаватель не мог пока с уверенностью выяснить успешность ученика, он не дает о нем до тех пор отзыва. Из таких двухнедельных отзывов составлялся отзыв за треть. На совете следующий отзыв, который раз сравнивался с предыдущим. На основании третных отзывов составлялся отзыв годовой. Классные наставники сообщали отзывы ученикам, выясняли на основании данных, полученных в совете, необходимые подробности. Затем отзыв отправляли родителям.

Ученики при таких условиях знали, как идет их работа, уясняли отношение к ней преподавателя и его требования. При этом особенно важно было, чтобы отзыв не носил характера упрека или принуждения. Дети при свободном к ним отношении, в атмосфере окружающего их доверия были особенно чутки, и малейший промах давал себя немедленно чувствовать.

Учащиеся при отсутствии “отметок” гораздо жизнерадостнее, развитее, энергичнее, более проникнуты чувством законности и сознанием личного достоинства; они любят свою школу, скучают по ней. (...)

Только решительный отказ от принуждения откроет путь к истинному строительству средней школы, приведет к освобождению личности учащегося и наполнит труд учителя-воспитателя подлинной радостью педагогического творчества.  

Свободное воспитание. 1916-1917. .№ 11-12. - С. 107-120.


С. Дурылин*

ИЗ КНИГИ ЖИЗНИ

Воспитание как источник душевного здоровья

 и душевных болезней

В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него?