Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 69

Причиной такого явления служит to обстоятельство, что не нес силовые лшши магнитного поля, создаваемого обмоткой статора, пере­секают обмотку ротора, а часть из них замыкается вокруг боковых частей обмотки и проводников, лежащих в каналах статора (рис. 5S1), образуя так навиваемое поле магнитного рассеяния. Точно так же силовые липни, создаваемые полюсами ротора, не все проншшш \ статор, а замыкаются через междужелеяное про­странство. Чем меньше воздушный зазор между статором и ротором,,тем меньше будет магнитное рассеяние. При холостой работе двигателя, когда той в роторе мал, магнитное рассеяние также не­велико, но с увеличением нагрузки магнитное рас­сеяние заметно возрастает, что влечет за собою шзеньшение магнитного потока Ф. gИтак, увеличение одной величины L, сопро­вождается уменьшением другой Ф. Вопрос сводится к тому, как будет поменяться произве­дение /2Ф, если увеличение одного множителя (L) сопровождается уменьшением другого (Ф). ♦ До тех пор пока сила тока /2 в роторе неве­лика, магнитное рассеяние имеет небольшое значение, а потом)' уве­личение тока. /2 вызывает небольшое уменьшение потока Ф и произ­ведение (/<;• Ф) возрастает, т! е. вращающий момент увеличивается. По с возрастанием тока Lв роторе рассеяние также возрастает, вы­зывая более значительное уменьшение магнитного потока Ф, и при


ВРАЩАЮЩИЙ МОМЕНТ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

к;твтором значении тока Lмагнитный поток Ф достигает 'raitoi< vmnuчто произведение /2Ф перестает увеличиваться, а у.:,ч1ыиаться, а следовательно и вращающий момент, достигнув ево«п) тшболынего значения, начинает уменьшаться.

При очень больших значениях тока 1г лагннъчое рассеяние буд.т./ настолько «"значительным, что оно сильно ослабит аапштный, ноток Ф, и вращающий, момент будет весьма невелик. Отсюда видно, что для каждого асинхронного двигателя существует т:м;ое значение тока /; 15 роторе, при котором вращающий момент будет яаибольпиш; если же сила тока в роторе превысит наибольшее значение, то вращагоший момент двигателя не увеличится, а уменьшится,

. Отсюда становится понятным, почему асиихроппнй двигатель, ро­тор которого замкнут на короткое, обладает настолько небольшой силой тяги, что часто не может взять с места н для увеличения его вращающего аомеята при пуске в ход приходится вводить в цепь ро­тора реостат. Действительно, ротор, замкнутый на короткое, обла­дает весьма малым сопротивлением rt, ж при пуеве двигателя в :лд "езла тока /2 в роторе, равная

будет чрезвычайно велика и зджет приобрести такое большое значо-нке. при котором вращающий момент окажется весьма незначитель­ным. Если же мы введем в день каждой фазы обмотки ротора рео­стат 1Lи подбором такое сопротивление этого роостата, чтобы прн  двигателя в ход сила тока в роторе, равная

имела значение, при котором вращающий момент становится наиболь­шим, то двигатель с места разовьет большую силу тяги, я ротор -его начнет вращаться.

Однако, если мы оставим реостат включенным в цепь ротора, то через него все время будет проходить ток, вызывал его нагреваш:*1. сопровождающееся потерей энергии на тепло Джоуля. Поэтому обмчио iipii щепе двигателя вход постепенно выводят реостат из цени ротор;. л пятом г»амыкают ротор иа короткое. При гтон до мере того, как реостат выводят пз цени ротора, сила тока /2 вновь возрастает, а с иою вместо увеличивается и вращающий момеят; скорость ротор;: будет всо время возрастать и наконец достигнет своего нормального значения, когда весь реостат будет выведен из цепи ротора.

Итак, при пуске двигателя в ход вводят пусковой реостат з пул* ротора:

3)  для уменьшения силы пускового тока, чтобы не вызвать «оль-
кюго падения напряжения в сети;

4)  д.тя увеличения вращающего момента, необходимого д.г(. зр*л:а
дпйгалела в ход.


!4~                            АСИНХШШЬШ ДВИГАТЕЛИ ТРНЧФУШОГО ТОКА

Еелн ш мы змеем двигатель" с короткозалкпутьш ротором, то. ко­нечно, не представласп-я возможным ввести реостат в цепь его ротона, а потому в этом случав обмотку ротора приходится брать с большая сопротивлением. По этой причине двигатели с короткозамкнутыя ро­тором 'всегда работают с бдлынвя скольжением, чем двигателя с кон­тактными к<>лышш {'см. ташяну да стр. '438).

Число, которое показы влет, но сколько раз наибольшая вращагощиН момент &е?шхро:шого двлпдаал больше его нормального значения, назы­вается "степенью козжоашой перегрузки двигателя. Для новшяення отепмш перегрузки увечшпнвашт число пазок ла статоре н роторе. Обыкновенно заводи «-троят двигатели с 3 ■— 6 наяамя на полюс и фазу у статора и 4 — 7 пазами на полюс и фазу у ротора.

При iiopiia.ibr.oii работе асинхронный двигатель при полной на-груеке развивает пориалмгнЁ вращающий домент, необходимый для ареодол(.шия полезных сопротивлений. При пуске же двигателя в ход необходимо еще преодолеть кнррцито как самого ротора, так д тех дртгводоя. которые он должен привести w-iсостояния покоя в состолаке движения. По;>том,у при пуск? двигателя в ход он должен развить на-■галшык щащтвщпа люкеяг пли, как говорят, начал'ыг/ю силу тяге, тготорая долягиа. быть больше нормальной, так как в противном случае» ротор дм-ггатсля но будет is состоянии врал{ать<;::.

Если но условиям работы двигатель пускается в ход без нагрузки {вхолостую), то начальный враща-ющлй ломент его может быть равеи нормальному.

Если же двигатель тяган с приводом и пускается в ход иагру-:кенным, то начальный вращающий момент в несколько раз (от 1,5 до 3,5) должен быть больше нормального. Так, в обыкновенных приво­дах начальная сила тягн в i1/., — 2 рача больше нормального, а в Kpa-HOBWx устройствах и в подъемниках нря пуске в ход двигатель .должен развита начальным вращающий момент, -который в 3,5 рааы. болыио кормальлого, отвечающего установившейся работе.