Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 33

ТМ,' на рис. 108 показана батарея из трех последовательно соединен­ных аккумуляторов Тюдора. Не трудно понять, что для получения на­пряжения в 110 вольт потребуется батарея из 60 элементов. Само со­бою разумеется, что все аккумуляторы, входящие в состав батареи, должны обладать одинаковой емкостью и, кроме того, емкость каждого аккумулятора должна1 одинаково зависеть от силы разрядного тока и времени, в течение которого батарея разряжается.

Укажем теперь, в каких случаях и для какой цели применяются аккумуляторные батареи. Вероятно, многим известно, что небольшие аккумуляторные элементы и батареи применяются для переносных электрических фонарей, для освещения автомобилей, а также «для за­жигания» свечей двигателей внутреннего горения и проч. и проч. Аккумуляторные батареи большой емкости применяются на централь­ных электрических стан­циях: при этом в днев­ные часы машины мо­гут быть остановлены, а энергия будет доставлять­ся аккумуляторной бата­реей, заряжаемой ночью. В некоторых же случаях машины на - электриче-ской~ станции работают днем, заряжая батарею, а вечером, т. е. в часы наибольшого потребления тока, они подают энергию в сеть, работая совместно или, как говорят, парал­лельно с аккумуляторами; в ночные же часы все машины могут быть остановлены, причем вся сеть переводится только на аккумуляторы.

В установках с резкими колебаниями расхода электрической энер­гии (например, трамвай) всегда включают параллельно машине акк'у-дяторную батарею, которая в этом случае играет роль буфера, т. е. принимает на себя нагрузку в те моменты времени, когда она вне­запно увеличивается, и этим значительно сглаживает колебания ра­боты динамомапшны станции. Установка такой буферной батареи позволяет пользоваться динамомашинами меньшей мощности, т. е. меньшего размера и меньшей стоимости.

Наконец, большое применение имеют аккумуляторы на подводных лодках, где устанавливаются аккумуляторные батареи большой емкости. Они дают электрическую энергию для приведения в действие электри­ческих моторов, вращающих гребные винты при плавании под водой.

Кроме свинцовых аккумуляторов, в последнее время большое p|ie* пространение получили щелочные аккумуляторы Юнгнера^ и Эди­сона. У этих аккумуляторов положительным электродом служит желез­ная пластина с пакетами из водное окиси никкеля, а отрицательным

электродом служит смесь из размельченного железа и окиси железа. Электролитом служит 21%-й раствор щелоки (едкого кали). Бак щв* ложных аккумуляторов делается из никкелйрованной стали.

Главное достоинство щелочных аккумуляторов заключается в их
значительной прочности, что имеет очень большое значение для пере­
носных аккумуляторов, «применяемых для освещения автомобилей и ;
тому подобных целей. Однако напряжение щелочного аккумулятора
равно около 1,25 вольта, а потому для получения определенного на­
пряжения аккумуляторной батареи приходится брать значительно боль-.1
шее число щелочных аккумуляторов по сравнению со свинцовыми; так,
например, для 110-вольтовой установки следует брать 80 щелочных
аккумуляторов или 60 свинцовых. Кроме того, щелочные аккумуляторы
стоят дороже свинцовых.                  ч

' Вопросы для повторения 6-й главы.

1. Что называется электролизом воды, кислот и солей?

2.  Как выражается закон Фарадея относительно электролиза какого либо ве­
щества?

3.  Что называется электрохимическим эквивалентом вещества?

4.  Объясните процесс электролитического никкелирования предметов.

5.  Укажите устройство электрического свинцового аккумулятора.

6.  Что называют формовкой электрического аккумулятора?

7.  Что называется емкостью аккумулятора и какими единицами она изме­
ряется?

8.   Какое напряжение имеет один свинцовый аккумулятор и один щелочной?
t

ГЛАВА 7. ИАГВИТИЗМ.

§ 52. Естественные и искусственные магниты. Полюсы и нейтральная линяя.

*

В некоторых странах, в горах, в частности и в СССР на горе Благодать, находят руду, называемую магнитным железняком, обла­дающую особым свойством притягивать к себе железные и стальные предметы.

Кусок такой руды магнитного железняка назыв'ают естественным магнитом.* Свойство магнита притягивать к себе железные предметы называется магнетизмом.

Если мы возьмем -стальную иголку, спицу или полоску из стали и ;    проведем по ней несколько раз естественным магнитом от одного конца' до другого, то эта иголка, спица или стальная полоса сама станет притягивать к себе железные предметы, т. е. сама приобретет магнит­ные свойства и может быть названа магнитом.

В отличие от естественного магнита (магнитной руды) намагничен­ную стальную полосу называют искусственным магнитом.

Если намагниченную стальную полосу опустить в железине одилжи Слово магнит происходят от названия городги Магнезии » Малой Азии, -1* мяого веков тому назад впервые была обнаружена маглвтЕЯя руда.

я затем оттуда ее вынуть, то мы увидим, что железные опилки при­ехали к концам магнита, а в самой середине магнита их совсем не будет (рис. 109). Опыт этот показывает, что разные части магнита ' обладают неодинаковой силой притяжения: наибольшее притяжение обнаруживается около концов магнита, которые называются полюсами магнита, а по линии В (рис. 109), находящейся» как раз посередине магнита, не/обнаруживается никакого притяжения; эта линия назы­вается безразличной, или нейтральной лжнней.

Если мы поместим магнит на пробку в сосуд с водой так, чтобы он мог плавать (рис. 110), то мы тотчас же заметим, что магнит при-: мет определенное положоние и, как бы мы. ни поворачивали стакан, ■ магнит не изменит своого направления: одним своим концом магнит будш1 направлен к северу, а другим к югу земного шара. Тот конец магнита, который направлен к северу, называют северным или нор-довьщ полюсом и обозначают буквой N (от слова Hord — север), а другой конец магнита называют южным или зюйдовым полюсомж его©бозначают буквой S(от слова Slid — юг).