.f=p . Я=2Х-ЭД— 60.
Пример 85. Водяпяя турбина т ВолховскоЗ пщюгигекгрвчйптой станции двзгаег 72 оборота в минуту. Определить необходимой число nu.wcoo сид/ыего на одном валу с ней генератора трехфазного тока, если переменный ток доджей иметь нормальную частоту 50 периодов в секунду.
Р е ш к н и е. Дало: 60 JY = 75; / = 50.
Если 60 Л' = 75, то в одну секунду генератор делает „^ оборотов, л. е,
■ ■ ДГ s=31,25; ' '
нз формулы '
fx=pXN имеем:
Итак, число пар полюсов p~iO, а следовательно число полюсов генератора, И1К в два раза большее, будет:
§ 165, Устройство генераторов перемеигиого тока»
Как мы уже видели, иоиосш индуктора альтернаторов должны сохранять свою полярность, а потому является шжкгоёшьым обмотку индуктора питать постоянным п.окол от какого-нибудь независимого источника постоянного тока (батарей аккумуляторов или дила-шшашпны постоянного тока).
Большой частью для этой шщ на валу альтернатора устраивают небольшую дипамомашпну постоянного тока, которую и называют возбудителем альтернатора. Так, на рис. 501 показан альтернатор А с вращающимся индуктором, на валу которого укроплен якорь возбудителя Б. Буквой К обозначены контактный кольда, необходимые для питания обмотки индуктора постоянным током; буквой г обозначены неподвижные обмотки якоря альтернатора, а буквой д указаны полюсы вращающегося индуктора.
Необходимо отметать, что йапйдийэгаая пасть альтернатора называют стктороя, а вращающуюся часть называют ротором. На рис 501 ротором служит многоподтосный индуктор.
Если тнмюеы .индуктора но сня^зк^ны полипными тгмгг.нечникажи (рис. 502), wfкак мы уже видели иа стр.371, кривая нпл«нрния ин-дтктированио''г аадктродвижущой силы имеет обычно вг;д ирямоуго.яь-ника (рпс. 4.'16). Если сдачать на каждом полосе нйкевечкак с аа-круглвнным.и краяад(рн;о. 503), то кяд/ктйро^щщая электродвижущая
sttp^Eotbo гаш:?4торув тг.-.РЕМ>-тшего. тоаа 383
сплга 5уде!г меняться, но крпьоа, яапомллающей' трапецию с дакр> л.^-шлак ьж,л~ш. О,--;:,1.;■'.'>, ш>а нхг</гьлГ':ат;:< r«K-j.j;uroi>oa aepwi.*! ч-ix'j iuxa
тт 5 ;, ■> - "от r т> •< ,;г гея, и прияиуаются всевозможные моры для по-
."'[. 4iij' i'R'iiiaJca сиаусоидалыюй кривой элоктродвнжущей силы.
1<.к, Hd'ip ikiep, полюсный шшшстняк со скопюппыми краями (рис.
5^4; ^л?т улх, х-чнтхю крдвую аьлэтродввжущей силы; еще лучший
результат пилучь» -fenв том случае, тогда наружная поверхность по-гюсиого иаконочаика имеет акецентрдчное ео статором очертание (рис. 505).
На рйе. и 506 показан з разреза статор альтернатора с нотодвйз»-доЗ обзиткоЙ1 якоря, Йуквэй jS обозначен гшшнк*» оордвтаак якоря,
co'nai'in.ril 3i TF( rorrro En>\ jo, тотщшюй 0.5 и, с рг-оелмЬсшн пз хонкоя 6j\aiu. Се»нечит* ,ч •> >i \ заелся несшсзн^ а до избежание потиръ от 'юно. Ф^о.
Сердочшг. '., орл кр яитс1 t^'iv i В ': *пт\нпол:>т корпусу Л альтернатора, при1! <ч для лл чш»та су id ■ . • , „1 шлч\1 в нем 'делается
несколько воздушных клапанов (б) для прохода воздуха с целью улучшения вентиляции.
Проводники обмотки якоря (Г) пропущены через каналы, сделанные в сердечнике шш vr.v к междужелеатиагу нрострапству, почему сердечник, д цие.ет обычно губчатую внутреннюю поверхность.
Каналы, выштамповьпме.чно в листовом же->,'/. дезе сердечника, бывают трех типов: еовер-J\/t шемно открытые (1), полузакрытые (2)' </>,' itзс-крьеЛые (в)> как кокази-ко на рис. 507. ~JФорма сечения каналов <5ымаг>т i-'есьма разно-'//, образной, что випю №■■> рис, 507. на котором р показано 12 разамх типов каналов. л|/, Соверщрпио открытые капали очень удобны для уг.ги.тии обм<тгкгг. так r-.au катушен обмот'си якоря могиш изготовить «тдчльно на шаблонах, а аатом, после соотсотствующей кйоляцви, своо'.хчно уложить на свол моста. Большое удобство представляют открытие каналы и Рве. 507. . для ремонта, нри котором поитч'ядевгше катушки могут быть свободно шяуты и запенены
rroTti.TMTi. Отпато, 07!;p!,'TM(j кгш;па (ииалильп имеют юг недостаток, что д'агн;', /:;-ri uovni, шчодяишн из «олчкга ши'.'^'.ора (рис. 508), попадает в (■.<>р'1<|чиик я:-«ря пр^и-чущсств-.-няо ъе-ъы xyf'inuв виде отдельных ах'п;ор, силозмх леяг'1. llf.fi врага/члгя 'клпеов индуктора эгл пучки си,:; ' ;".ч линий Bbbibf.jaJO'!' доЪч.чуи-.^и' ппшф'а оттоков
тг, во
часто дешит па сядош««т, и, ;шигомиют из
Закрытие капали (впадннй) дают вполне равном ipit'4- иоле под
хншоеамз (рис. 50-9), но укладка обмотки яко]>я в зацит о каналы
представляет большие трудности; применение
кагушек, ч,>готовдешшх
на отдельных шаблонах, совершенно невозможно, и обмотку якоря
приходится уклады
вать путем протаски
вания длинного изо
лированного провод
ника через каналы сер
дечника. "Ъио'й способ
укладки обмотки отни
мает в два раза боль- Рнс- Зоа. Рас. 50У.' -
ею примени по сравне
нию с укладкой шаблонной обмотки, а
потому и обходится значительно
дороже; кроме того, прн недостаточно
аккуратной работе очень легко
повредить изоляцию проводника.
Uajyкгкрытив капали (рис. 507,2) имеют прорези на поверх* ностц якоря, через которые можно протиснуть поочередно одни па другим сее проводники катушки, изготовленной отдельно (а не ирт-пеки-вихь kx)j Что значительно упрощает работу и удошеш&ет ф-шилу:
пульсация магнитного поля от зубцов при наличии пророзо* но велика. Однако, такой способ наложения обмотки допускается лишь при небольших напряжениях, так как в высоковольтных машинах в каналах должны быть помещены цельные изоляционные трубки из мвйаннта: помещать в них обмотку модно .тишь путем протаскиваний Проводников, или, как говорят, ni/твл прошивания,,
На рис, 510 изображены вполне законченные катушки обмотки статора трехфазного генератора, изготовленные на шаблонах и пред назначенные для укладки в совершенно открытые каналы сердечника; на рас. 511 яшавана тасть статора многошаошого генератора
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.