Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 57

Например, у Ч'рехфазного двухно.косного двигателя число каналов статора Moiicm о'мть равно 12, 18, LM и т. д., а у четырехполюсиогс двигатэля— 21, 00, 4S и т. д.

Наложение ыЬотки на статор асинхронного двигателя производится подобно тому, Каи накладываются фазные обмотки на статор алг.териатора.

Так, нап]шмср, на рис. 560 показана развернутая схема петле-coiiоСмотки статора четырешюдюеного двигателя с двумя каналами па полюс и фазу, а на рис. 559 та же обмотка наложена несколько иначе, не образуя петель, и носит название волновой обмотки.


Сравнивая рисунки 559 и 560 с ранее приведенными рисунками аа стр. 376 и 377, мы видим, что схемы обмоток статора трехфазных двигателей совершенно одинаковы со схемами обмоток статора трех­фазных альтерна­торов.

1'ис. 559.

Фазные обмот­ки стач'орол не­больших илектро-двигателен боль­шей частью соеди­няются звездой. Вдвпгателях ui.vtj.-ншй мощности, на­оборот, чаще кгего ' обмотки статора соединяют тре­угольником, 'I а к как при соедине­нии звездой при­ходятся увеличивать поперечное сечение обмотки, которую трудно укла­дывать в нааы, и производить соединения секций между собой. При соединении жо треугольником фазное напряжение увеличивается в уз раз, а потому приходится число витков брать в j/З раз 1 больше, чем при соединении звездой. Отсюда не трудно сделать следующее заключение: если имеется электродвигатель, построенный пп 210 вольт, обмотки ста­тора которого соеди­нены звездой, то этот же двигатель может быть применен и в установке, напряже­ние которой вуз раз меньше, т. е. равно

210

—,- . —120 вольт, если

V3

только фазные обмотки статора этого двига­теля соединить между


соединена треугольником, может нормально работать в установке с напряжением в 380 вольт, если только его фазные обмотки соединить

8ВИЗД0Й.

У некоторых двигателей имеется только три зажима, соединенные с обмоткой статора, для приключения их к сети трехфазного тока. Такие двигатели, конечно, можно включить только в цепь того напря­жения, на которое они рассчитаны.

Если дннгатель рассчитан например на 120 вольт, а его вклю­чить в цепь с напряжением; 210 вольт, то двигатель может сго-2н?ть. И гноище нужно заметить, что не следует допускать отклоне­ния в напряжении более 5°/0. Например, двигатель, рассчитанный на 190 вольт, 1Ш следует заставлять работать при напряжении 220 вольт, так как он будет чрезмерно нагреваться, и через некоторое время его обмотки обуглятся, отчего легко может произойти пробнвашю изо­ляции.

Однако н обратно, роли двигатель рассчитан на 220 вольт, то не следует заставлять его работать под напряжением 190 вольт, так как двигатель при пониженном напряжении, как увидим далее, не монголу развчть шюего нормального вращающего момента, необходимого для пре­одоления момента сопротивлений, приложенного к его валу, н при некоторой иагруако он остановится.

Но существующим в СССР нормам все асинхронные двигатели, з:ощ1юотыо до Ь киловатт (т.е. 6,8 лош. силы), должны изгототл-'т'.ся заводами с, шестью выведенными наружу зажимами, ' а потому в этих двигателях обмотки статора можно соединять как звездою, так и треугольником. Для избежания ошибок при таком присоединении концы каждой фазной обмотки обозначаются буквами X У и Z, а на­чало этих леп обмоток обозначают буквами U, Yи W, т. е., если «начало» обмотки какой-нибудь фазы обозначено буквой Хх то ее ко­нец обозначен Пукпой U. Буквами Vи Vобозначены начало и конец обмотки второй фазы, а буквами Zи Wначало и конец обмотки третьей фазы. Нажимы размещают в таком порядке, чтобы соединения

1 Двигатели мощностью выша 5 киловатт могут изготовляться с 6-то пли с 3-iiЈ выведенными к нарулаым зажимам обмотками статора, ио усмотрению заводов.


430


АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТРЕХФАЗНОГО ТОКА.


звездой или треугольником можно было произвести возмояло проще. Так, например, на рис. 561 изображен трехфазный асинхронный дви­гатель, обмоткп статора которого соединены звездой, л на рис. 562 показан тот же двигатель, обмотки статора которого переключены на треугольник.

§ 184. Устройство асинхронного двигателя с коротаозашгнутьга

ротором.

Токи Фуко, индуктирующиеся в медном барабане, имеют различ­ное направление, а между тем взаимодействуют с полем, т. е. создают

вращающее усилие, только те теки, направление ко­торых параллельно оси ба­рабана; поэтому является вполне целесообразным для повышения коэффициента полезного действия двига­теля устраивать барабан не сплошным, а состоящим из отдельных медных про­волок, соединенных с обоих сторон кольцами, наподо­бие беличьего колеса (рис. 563). Такую обмотку называют еще часто кдетьевой. Как сплошной барабан, так и беличье колесо /' устраивают из меди, потому что последняя обладает большой проводимостью. С дру­гой же стороны, для усиления магнитного потока вращающегося поля является выгодным уменьшить сопротивле­ние магнитной цепи, для чего делают ротор из железа. Поэтому в действительности ротор изготовляют из железного сердечника и медной обмотки, которая в небольших дви­гателях представляет собою ряд медных стержней, соединенных с обеих сторон мед­ными же кольцами (беличье колесо).

Сердечник ротора делан не сплошным, а состоящим нз отдельных железных листов * е бумажными прокладками, чтобы избежать непроизводительных потерь па токи Фуко.

Корпус статора также делают по той жо причине не из сплошного железа, а из желез­ных листов с прокладками из тонкой бумаги.

Железные листы статора и ротора (рис. 564) с соответствующими отверстиями изготовляются посредством штамповки.

Сплошные медные кольца клетьевой обмотки припаиваются к про­водникам, пропущенным в каналы сердечника ротора, на расстояния