Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 29

RtxP = 2,Bx0,5' ^ 2,3 X 0,5 X 0,5 — 0,575 ватт.     '"-

Коэффициент полезного действия элемента равен:

0,821X100 =-82,1%.                                                      '

И р н к в р 46. Динамомашина при напряжении 110 вольт на зажимах дао* f во внешнюю цепь ток, силой 305 ампер. Определить полную и полезную мощностям развиваемую; динамомапшной, .и ее коэффициент полезного действия, если паровоЩ] iBBTa.Teab. вращающий якорь этой динамомашины. рчявжвавт на валу 50 жот.

Решение. Динамомашина получает от парового двигателя мех. мощпоот». 50 лож. сил, которая преобразуется ею в электрическую мощность, равную:

50 х. сил = 50 X 736 = 36 800 ватт = 36,8 киловатта.

Часть этой мощности теряется в самой диюшомашине на нагрев' ее частей, и полезная электрическая мощность равна:

Т х /= 110 X 305 = 33 550. ватт = 33,55 киловатта.   ■ Коэффициент полезного действия дипамомашины равеи:

ВДВ

0,912X100 = 91,2*/..

§ 43. Назначение в устройство плавких предохранителей.

Мы уже видели, что при прохождении по проводникам электриче-" ского тока в них выделяется тепло, вследствие чего проводники натре- ^ ваются. При небольшой толщине проводника или при большой вели­чине силы тока, т. е. при большой плотности тока, проводник может нагреваться столь значительно, что прежде всего пострадает резиновая изоляция и бумажная пряжа, покрывающая проводник. Эта изолирую­щая оболочка может даже воспламениться. Во избежание подобных случаев в провода включают плавкие предохранители, состоящие из свинцовых, медных или серебряных проволок. Проволоки эти рассчи­тываются таким образом, чтобы они плавились прежде, чем темпера­тура самого проводника достигнет величины, опасной для его изоляции.

Раньше предохранители делались из свинца, но теперь перешли к серебряным предохранителям, так как серебро обладает ТШъшим по­стоянством температуры плавления и предохранители из серебра полу-" чаются более надежными. К/оме того, благодаря лучшей проводимости серебра размеры предохранителя значительно уменьшаются,

§ 44. Основания устройства тепловых измерительных приборов.

Нам известно, что проволока, по которой проходит электрический ток, нагревается, и длина ее от этого делается больше. Увеличение же длины проводника, конечно, зависит от температуры, до которой он нагреется, ,& следовательно и от силы проходящего по проводнику тока. На этом явлении основано устройство тепловых измери­тельных приборов, которое показано на рис. 100.

Между двумя неподвижными зажи­мами А я В протягивается тонкая про-ролочка fиз сплава платины с серебром или из иридиевой платины. В середине адгой проволочки прикрепляется другая

медная проволочка L, конец которой *гакже закреплен, и, наконец, к се­
редине медной
проволочки Lприкрепляется шелковая нить S, которая

обхватывает небольшой ролик я натягивается плоской пружиной. К оси
ролика прикреплена стрелка-указатель.           \

Электрический ток проходит через платиновую проволочку / от
зажима 1°к зажиму В (или наоборот). Под действием тока проволока,
нагревается и удлиняется, занимая положение, указанное на рис. 100
пунктирной линией; проволока Lтакже получает слабину, которую
выберет плоская пружина посредством натяжения шелковой нити. При
этом ролик повернется на своей оси, и стрелка покажет какое-нибудь
деление на шкале. С увеличением силы тока, проходящего по прово­
лочке АН, стрелка повернется на больший угол; таким образом этот
прибор может служить в качестве амперметра для измерения силы
тока.             '                                   "                                  ■

Вопросы для повторения 5-й главы.

1.Как выражается закон Джоули и Ленца?

2.  Что называется электрической мощностью и какими единицами она изме­
ряется?                      ,

3.  Какими единицами измеряется электрическая работа, иди электрическая
анергия?

4.  Сколько ватт содержится в одной лошадиной силе?

5.  Что называется плотностью тока в провода ике?

6.  Почему нагрев проводников не зависит от их длины?

7.  Укажите назначение плавких предохранителей.

8.          На чем основано устройство тепдовых измерительных приборов?

ГЛАВА 6.

ХИМИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ТОКА. § 15. Разложение воды.

Возьмем стакан воды и опустим в него два каких-нибудь электрода (рис. 101). Чистая вода не проводит электрического тока, а потому' следует прибавить несколько капель серной кис­лоты, или, как говорят, нужно взять подкисленную воду. Электроды А я В соединим с полюсами бата­реи из двух или более гальванических элементов. Как трдько цепь будет замкнута, мы тотчас же за­метим, что на обоих электродах начнут выделяться пузырьки газа, которые поднимаются на поверхность воды. Пузырьки эти являются газами, из которых состоит вода, т. е. кислородом и водородом. Такое разложение жидкости на составные части назы­вается электролизом, а жидкость, подвергающаяся  разложению, называется электролитом. Для того чтобы можно было собрать кЗДэдрэд и водород отдельно друг от друга, производят электролиз воды при 'помощи двух стакан­чиков А и В (рис. 102), которые сначала найэлняют водой, а затем опрокидывают в общую ванну С, Если концы двух электродов подвести под стаканчики и пропустить через эту ванну ток от какой-нибудь батареи, то произойдет электролиз воды, причем на обоих электродах

будут выделяться пузырьки газов — кислорода и водорода. Эти пузырьки будут подниматься в верхнюю часть стаканчиков, вытесняя из ппх воду. Таким образом уровень воды в обоих стаканчиках будет пони­жаться, причем в одном стаканчике окажется собранным газ — кисло­род, а в другом — водород. Не трудно заметить, что уровень воды в одном стаканчике В, в котором находится водо­род, опустится ниже по сравнению с уровнем-жид­кости в Другом стаканчике, в котором находится кислород; следовательно, объем водорода, собран­ного в стаканчике Д будет в два раза больше "объема кислорода, заключенного в стаканчике А. Для того чтобы убедиться в том, что в стакан­чике В действительно находится водород, при­поднимем стаканчик вверх 1 и, не перевертывая его, поднесем к его открытому концу зажженную спичку: мы увидим, что этот газ (водород) будет гореть голубоватым пламенем. Если же поднести зажженную спичку к другому стаканчику А, в ко­тором собран кислород, то мы увидим, что газ сам не загорается, но тлеющая спичка будет го­ реть в нем ярким пламенем. Таким образом, мы видим, что водород-горит, а кислород не горит, а только поддерживает горение.