Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 67


§ 185. Устройство асинхронного двигателя с контаятныян

колыхали.

Как увлдпм далее, при пуске двигателя в ход, для уменьшения
начального значения силы тока (тодлка тока) включают в ротор ыу-
f козай реостат. Точно так же для целей регулировки скоростя двигателя
в день ротора вводят часто регулировочные реостаты. Б указанная
случаях ротор не может иметь короткосамкнутой обмотки; а ротор
снабжается обмоткою, устроенной совершенно так же, как и обмотка
статора. Такая обаотка ротора называется фазной; она заключает в
себе обычно три само­
стоятельных обмотки,
сдвинутых по фазе друг
относительно друга на
120°. Фазные обмотки
ротора чаще всего со­
единяют друг с дру­
гом звездой (ряс. 371),
но иногда их соеди­
няют и треугольни­
ком. Если фазные об­
мотки ротора соеди­
нены звездой, то одни                         • Рис. 571.
концы каждой фазы

соединены в общий узел, а другие "концы каждой фазной обмотки иод-ведены к трем, изолированным друг от друга я от корпуса, ноль-цам a, bи с, которые через щетки соединяются с реостатом (рис. 571). На рис. 572 изображен ротор с фазной обмоткой и с тремя контакт­ными кольцами.

Подобно обмотка л статора асинхронного двигателя иди якоря аль­тернатора, фазная обмотка ротора может быть петлеобразной или волнообразной с разными соединениями проводников (вилками или дугами), и ротор может иметь разное число каналов на шшое и фалу, напр. два, три пли четыре.

Как уже было указано выше, короткозамкнутый ротор в виде («■ .т ячьего колеса может быть пригоден для двигателей с любым чист," полюсов; ротор жо с фазной обмоткой строится для заданного чт->. полюсов, и, следовательно, ротор двухполюсного двигателя нель-н ;'■■ ставить на место ротора четырохполюеного двигателя, хотя бы пир* >. ные размеры их были вполне одинаковы.

Члсло каналов фазной обмотки ротора трехфазного дкнг.-п г. очевидно, является .числом, которое .делится на 3,  a Tauvu- и   и

VICJTO ПОЛЮСОВ.

Фролов. Основы электротехника.                                                                                      "в


Если число каналов на роторе и статоре сделать одднаковым, то щш некотором положении ротора зубцы статора как pas иридутс* против зубцов ротора (рис. 573); магнитные силовые линии входят ня зубца в зубец, н силы взаимодействия направляются по радиусу,

Ряс. 572.

почему часто случается, что подобные двигатели не борут о шеста

беа внешнего толчка * и является необходимым повернуть шекв и.га дернуть за ремень.

Для избежания этого неудобства обыкновенно число каналов на роторе берут больше, чем на статоре (рпс. 574), т. в., если обмотка отатора- лмоет во 3 канала на полюс и фазу, то обмотку ротона беру? о 4 каналами на полюс ж фазу и т. д.

"сп 1'р водники обмотки уложены в .закрытых кипалах (р'.с. 574/,

в' я гякрытых, то укапанное явление не змеь-т места б виду отсут-

%п  р J'j,ob на статоре и роторе. Однако в нослод:.1-1!! случае уве-

ivnE^riP" магнитное рассеиваиио, что нежелательно, тал как оно

vo'ibiiif t г вращающий момент двигателя, что ум увидим далеч).

i'(..'oj'b: д,,-1гателой с контактными 1;о."ьщпш ycTpain'^ioT иногда -з


1

ycrrpoiitxco асинхронного двигателя с контактными нолъидмн 415

с двухфа;жой «дм.отеой, причем эти ротсры также снабжш.тст тремя контактными: кольцами Срнс. 575). Отличить ротор с трехфазной обмот­кой от ротора с двухфазной обмоткой можно помощью вольтметра, Де/'ствительно, в та время как у трехфазного ротора ианраагсипд между кагкдой нарой кмггаэтных жолщ совершенно одинаковы, i\я>-•шра с двухфаздой обмоткой, очевпдло, будем иметь (рис. 575):




Рис. 575.

To'iHO так же равные значения будут иметь и токи в нрчшодкд, идущих от контактных колец к реостату: в одном из проводов «№.•, тока будет в |/2 ра?а больше, чем б каждом из остальных.

-ч^Л

Ротор с двухфазной обмоткой упрощает устройство нускозсто »"«.--
^тата, но вращающий момент (сила тягн) н коэффициент мощностг
(cos 9) имеет большее значепно у
дущеатедя,, ротор которой) имеет      г,—т-
т^е^фаспую обмотку, почему дослед-     U« '
или ротор и имеет наибольшее рас-     ZZ
нростраш'япо.                                       г^

¥ некоторых дзигат:. «Ли, с целью     ;»*-. ргс-нъшенпч   солротьп. • л ро-    "*"*"


;гд;ъ ^fi.iiv, и<ыч- •; . ачьиииотея на короткое три стержня, сзлтт:ило • V},:::. ч'-пта ;т^;.'':,! колымли, как показано на рис. 576. На р:к, -■77 ij.5f.ji1. тач: вн-чн^и? члл такого приспособления.




Подвижное кольцо придвигают для намывания ротора на. короткое 1йтнь после того, как двигатель пущен в ход и пусковой реостат выведен.

15 нркитпрпх жигагс.'г\. с долью уменьшения изнашивания /. ко,г;»ктиых i.-олсц, ;\ •;«"■.■«> для уменьшения потерь от трения

ток устраивают дополнитель­
ное приспособление, посред­
ством которого после корот­
кого замыкания щетки при ■
поднимаются и отводятся от
колец. Обыкновенно вашлка-
цие ротора на короткое и
тгодъем щеток производится
одним и тем же рычагом, при­
чем, конечно, это приспособ­
ление имеет такое устрой­
ство, что сначала кольца, за­
мыкаются на короткое, а за-
|iHf. Г)-;,                           тем уже щетки притюдни-

■  '    '                             маются от колец п — наобо-

рот — опускание щеток совершается раньше, чем происходят размыка­ние колец ротора.

На рис. 578 изображен в разрезе двигатель с контактными кояь-аами. Б чугунном корпусе укреплен сердечник статора С из жистового