вбмотку индуктора, конечно, дашен прело,:*!'!* - < > .--г! 1 т.:- таи как полюсы индуктора Л7 и Sш д<м г "is 'г*:?<1 i- . .i' , ;.■/.':. Итак, из рие. 474 видно, что, в,*и j.i . ,. с ' "• ..:..■ w, отношению к полюсам индуктора, мы * :*и <s' • п ,. ,,■!•."■,•<: цепи, по которым проходят токи в ьалрлалел *;•,, '>•■ fn-i-ii слмм-ками; на кольце бати токи складываю rci, u *кр*". \ ч •' i/ м<.т »аь-
НО , .'i.rv'"7'-1" 'i<;b "° Bif'IHiJIOP ■
j-n^r-iT-p ^ „_T i j, - i«:,■.,:,'jv ;
b-^3JLI'\,."iJ'i (. (" ! Ь v f'pt'
гоотгу Л, s%'.j >' r, ■,.) на кон- ■ Тс'ктнсо колщо «, 1-: ; юрого ои ■('коза рыдолт i>т -'^ /no параллельных m.'», 'г>па гктъдовср-зются на in.. '' -tii-s, и,! и'чвленяе
ТОГа У'К "С1"." Я hlo 4>'f t/.T-OO, И ВО
внешней цепи ток будет проходить от щетки А к' щотке II
Если элнктродЕижупсия сила, индуктирующаяся в каждой витке обмотки якоря, Meii ястся но величине и направлению но синусоиде, то к переменный ток во внешней дрпл такэде изменяется но синусоиде.
При Э1с\ т» зт,'\1,".т:'-с.1'5й ма-;ппне Срчс. 474 > hfvuoc j'.'-f>4!c-уие а.""т.'ро ,"•.»; «Л с л к га ■>"1Ш iTifi.i !.;■'{■ "roiii,1 г- "очр-:"!}»■ о"1 .■■ ~'- -., ' f ягорь *:i я кг .:т, . ;i) , "ii с. »•'•'>
ростьго одного оборота в 1 секунду, то ч.ч-,го.':> ' ■ . г им^он l: c>
кунду) переменного тока равна единице.
Если мы желаем получить переменный тн; с частоте'), рав^'О); 50,
то якорь двухполюсной машины следует чагтапить вращаться с числом
оборотов 50 в 1 секунду, или 8000 оборотов в 1 минуту.
§ 162. Альтернаторы одвгофа.таого тока с вращаюпцздея
индукторов?.
Альтернаторы с вращающимся якорем и с неноявшидагга электро-мат'нитами строятся для небольших мощностей (до 30 кидо*$ольталщвр) п для напряжений до 5О0 вольт.
Для больших же мощностей, или для напряжения <"!;•;ига SCO вольт, избегают скользящих контактов в цена главного ток.ч и «троят альтернаторы с ведоданжныж яворея и с й^йгтсмр;1'Ж& йздув-торои.
Последний тип альтернатора получил в нйото,>шик' ^[кжл значи-тежьное раенространание; на малые мощности он родки строится только аотадгу, что саьтеряатвр с вращающимся якорей вря аобольышх мощ-
АЛЬТЕРНАТОРЫ ОЖЯОФАЗНОГО ТОКА 371
нос^ях выходит легче, компактнее, а следовательно и дешевле альтернатора с вращающийся индуктором.
Одним из главнейших преимуществ альтернатора, с неподвижним якорем является возможность легкой и. лучшей изолировки обмотки При высоком напряженна.
На рпс. 475 схематически изображен альтернатор при шестипо-лгосном индукторе. Два контактных кольца со щетками сд}яит для литания катушек электромагнитов постоянным током. На окружности неподвижного якоря сделано 6 каналов (по одному каналу на каждый полю'О; и каждом канале помещено по одному проводнику. Задаваясь направлением вращения электромагнитов, легко определить по правилу Флеминга правой руки' направление нндуктиронашюй электродвижущей силы для данного момента. Однако, необходимо помнить, что это правило действительно для того случая, когда провод ник движется в неподвижном полб, пересекая силовые линии. Па рис. 475 мы имеем другой случай, когда проводники обмотки якоря остаются неподвижными, а полюса вращаются. Следовательно, для того чтобы иметь возможность применить к данному случаю правило Флеминга правой руки, следует предположить, что данный индуктор остается неподвижным, а якорь вращается в сторону, обратную действительному вращению индуктора.
Проводники соединены между собою последовательно и притом так, чтобы индуктированные электродвижущие енды складывались, а не вы читались. Направление индуктированного тока д^я данного шгиоята указано па рис. 475 стрелками (крестиками и точками).
Для увеличения электродвижущей силы можно в каждый канал (рис, 475) положить не по одному, а по нескольку проводников; в таком случае мы получим катушечную обмотку якоря альтернатора»
Не трудно видеть, что за время одного периода изменение индуктированной электродвижущей силы е будет происходить но по сипу соиде, а по кривой (вернее, ломаной прямой), изображенной на риг. 476. Отрезок Altz=iCl) соответствует ширине полоса; отреши. Ш'>
1 См. стр. 124 этой книги,
/
372 ДИИАМ1ЖЛШИНН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
отвечает расстоянию между полюсами, а отрезок ADравен полному периоду Т изменений электродвижущей силы. 1
Для того чтобы кривая электродвижущей силы, больше походила на синусоиду, устраивают обыотки якоря е двуия .каналами, пря* ходящишдся ■ на каждый полюс (ряс. 477).
Легко видеть, что в двух pi?том лежащих проводниках индуктированные электродвижущие силы будут отличаться но фазе, а Так как
все проводники соединены друг с другом последовательно, то и электродвижущие силы будут склады заться. На рис. 478 показано, какой вяд примет суммарная кривая {ех -f- е2), если каждая составляющая е, и f2 имеет прямоугольную форму. Если же полюсным наконечникам • электромагнитов придать соответствующие очертания, постепенно у золи чивая междужолезнов пространство от середины полюса к краям, то индуктированная электродвижу щая сила в каждом проводнике будет изменяться по некоторой кризой, 2 и суммарная крд-вая будот близка к синусоидо.
1 Конечно, в действительности изменение индуктиреттгой элсктродвижуптеЭ силы будет несколько сглаживаться и иметь не прямоугольную фурау, а в иддв трапеций с закругленпьгаи углами.
* Кривая линия заменит два прямоугольника.
альтврилторы однофазного тока
Соединения проводников друг с другом можно производить рагшшилм обрамим. На рис. 479 соединения сдзланв так, что подучается волновая оомотка якоря. Парис. 480 представлена та же обжэтка в развернутом виде.
Па рис. 4R1 и 482 проводники обмотки якоря соединены друг с др).11Ш так, что получается истлевал оо.ао11>;д.
Число кап»,той на якорэ с проводилко^гтт, прлу^тгггтттптся на каждый полюс, былаот часто л больше двух. Так, наириж'р, на рис. 483
изображена ^асть now.woiiо5г<ют-~и с гдрслгя канала :/.', ир» ходяащмися на каждый под юс.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.