В следующий момент (с) на рис. 551 ток i'1=0, ток «2 имеет положительной значение, а ток »'я — отрицательное; для этого момента iHi, рис. 5Ь2-с расставлены стрелки и обозначены полюсы N и S.
Точно t;u;i:m же образом найдено местоположение полюсов /V и S;;.зя моментов, обозначенных на рис. 551 буквами dи е.
Из рассмотрения рлс. 552 но трудно видеть, что полюсы Л" и Л" непрерывно порскощаются в определенную сторону, т. е. внутри железного кольца получается вращающееся магнитное коло. Если внутри ятого кольца помаслить магнитную стрелку, магнит или электромагнит, •го полосы пх будут стремиться установиться но направлению силовых лпшй, и такой напшт, как говорят, будет вращаться синхронно с
ОБМОТКИ СТАТОРА ТРЕХФАЗНЫХ ДВШ'АТКШ< -1"-
магнитным полей: т. е. если за один период вращающееся цол' дс.м---, один полный оборот, то и магнит, помещенный внутри кольил, г [<• лает один полный оборот.
При переменном токе с частотой /=5О магнитное подо оудп вращаться со скоростью 50 оборотов в секунду, и с такой аш скоростью будет вращаться и магнит, помещенный внутри этого кольца.
Если же поместить внутри кольца не магнит, а какую-нибудь металлическую болванку (0арабап), сделанную из меди, алюминия или железа, то в барабане возникнут токи Фуко, которые заставят барабан вращаться в ту асе сторону, в какую вращается и магнитное поле; н, конечно, скорость вращения барабана будет всегда неныио скорости вращения магнитного поля.
На этом принципе устроены двигатели переменного тока, которых и получили название асинхронных двигателей, или лядукциокимх ' двигателей переменного тока.
Ненодшжшш часть, создающая вращающееся магнитное поле, называется статором двигателя, а вращающаяся часть называется ро-тором двигателя.
Ротор индукционного двигателя имеет стремление догнать вращающееся ноле, но никогда этотч) сделать не может по той причине что при наступлении синхронизма не имело бы места перерезывание, ротора силовыми линиями поля, а следовательно, в роторе не индуктировались бы токи Фуко, взаимодействие которых с вращающимся нолем и создает вращающее усилие.
Итак, вращающееся поле получается от наложения друг на друга двух полей в двухфазной системе и трех нолей в трехфазной системе, причем составляющие поля сдвинуты друг относительно друга не только по фазе, но и путем соответственного расположения фазных обмоток (рис. 550 и 552).
§ 183. Обжотки статора трехфазных двигателей.
На рис. 552 указан способ наложения на кольцо трех фазных обмоток; эти обмотки могут быть соединены между собою звездою (рис. 553) или треугольником (рис. 554).
У каждой фазной* обмотки статора- имеется «начало» и «конец», обозначенные на рис. 553 и 554 буквами н и к. Для соединения звездой нужно все три «конца» фазных обмоток связать в один общий узел., как показано на рис. 553, а остальные три конца, остающиеся свободными, прикдючить к сети трехфазного тока.
Конечно, можно было бы сделать и наоборот: соединить в общую узловую точку все три «начала» трех фазных обмоток, а «концы» п> (к), остающиеся свободными, приключить к сети трехфазного тока.
Для соединения фазных обмоток треугольником следует конец </.■■ первой фазной обмотки (/) соединить с началом (й) обмотки вти|мп:
фазы (//), конец (йг) второй фазной обмотки соединить с началом (и) обмотки третьей фазы (///) и, наконец, копен, (к) третьей фазной об-мотеи (111) соединить с началом (к) обмотки первой фазы (/). К подученным узловым точкам следует присоединить проводники от сети
трехфазного тока.
Однако, кольцевые обмотки в настоящее время редко применяются в виду их большого магнитного рассеяния, так как значительная часть силоннх линий замыкается чероз воздух и кожух статора двигателя. ПОЭТОМУ Л1ШШГСЯ
более целесообразным применять барабанный об-
изооражетыая на рис. odd,
закрывает пространство внутри статора и делает невозможным вставление ротора. Поэтому внешние соединительные проводники отгибают в сторону и размещают их на боковой поверхности статора так, как показано на рис. 556.
На рисунках 555 и 556 каждая фазная катушка состоит из двух катков, укладываемых в дза кашиа; следовательно, статор имеет 12 каналов. Для размещения возможно большего числа витков чи-f ло каналов в статоре увеличивают, рассчитывая ло 3 или 4 канала мл фазу, причем и каждом канале укладывают но несколько лроводп шил*.
На
воох рассмо
тренных до снх пор Рис. 55;>. 1»!п>,
550.
рисунках мы имели
двухполюсную обмотку статора, т. е. магнитные линии вращающегося поля выходили т- одной половины статора (северного полюса) ц входили в другую <1о;»:ньтй полюс) и в течение одного периода вращающееся подо делало одни полный оборот.
ОБМОТКИ СТАТОРА ТРЕХФАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
427
■■■•■' Однако, число полюсов в статоре может быть и больше двух, только для этой цели следует соответствующим образом намотать да нем обмотку. На рис. 557 изображен статор с четырехполюсной кольцевой обмоткой, а на рис. 558 показан статор с четырехполюсной барабанной обмоткой с двумя каналами на фазу; пунктирными линиями показано направление магнитных линий вращающихся полей в данный момент. Итак, четырехнолюеный статор имеет четыре полюса, которые вращаются около оси двигателя таким образом, что в течение одного полного )к р к),;.! они поворачиваются иа половину оборота (180°). Следовательно, у шестштолюслюго статора за один период все полюсы (6)
повернутсл ли 1.40°, т. е. иа .,- оборота, и т. д.
4]Rvi<» i,:?ii,t;i,'ii)B (пазов) на статоре для наложения обмотки для трехфазного ,1н)и,чГ(\'ь'г, конечно, должно долиться на 3, так как обмотки
в.ео\ 1|к'". ifiiut ,'if.ii'.imuбыть одитимными. Кроме того, на каждой* помои «•r;ri4(ji;ii д»,'(лшо нриходиться «дшпжовое число каналов, а потому число К!ишои иа статоре должно долиться боа остатка на число полюсов. II,, шшшоц» на каждый полюс и фазу может быть взято 2, 3 или 4 к:ша;т, а потому полное число кашиов (пазов) на статоре трехфазного дг.игатолл равно утроенному «[юшяи'дешш числа полюсов на число каналов, приходящихся на каждым полкк; и фазу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.