Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 56

В следующий момент (с) на рис. 551 ток i'1=0, ток «2 имеет по­ложительной значение, а ток »'я — отрицательное; для этого момента iHi, рис. 5Ь2-с расставлены стрелки и обозначены полюсы N и S.

Точно t;u;i:m же образом найдено местоположение полюсов /V и S;;.зя моментов, обозначенных на рис. 551 буквами dи е.

Из рассмотрения рлс. 552 но трудно видеть, что полюсы Л" и Л" непрерывно порскощаются в определенную сторону, т. е. внутри же­лезного кольца получается вращающееся магнитное коло. Если внутри ятого кольца помаслить магнитную стрелку, магнит или электромагнит, •го полосы пх будут стремиться установиться но направлению силовых лпшй, и такой напшт, как говорят, будет вращаться синхронно с


ОБМОТКИ СТАТОРА ТРЕХФАЗНЫХ ДВШ'АТКШ<                            -1"-

магнитным полей: т. е. если за один период вращающееся цол' дс.м---, один полный оборот, то и магнит, помещенный внутри кольил, г [<• лает один полный оборот.

При переменном токе с частотой /=5О магнитное подо оудп вращаться со скоростью 50 оборотов в секунду, и с такой аш ско­ростью будет вращаться и магнит, помещенный внутри этого кольца.

Если же поместить внутри кольца не магнит, а какую-нибудь ме­таллическую болванку (0арабап), сделанную из меди, алюминия или железа, то в барабане возникнут токи Фуко, которые заставят бара­бан вращаться в ту асе сторону, в какую вращается и магнитное поле; н, конечно, скорость вращения барабана будет всегда неныио скорости вращения магнитного поля.

На этом принципе устроены двигатели переменного тока, которых и получили название асинхронных двигателей, или лядукциокимх ' двигателей переменного тока.

Ненодшжшш часть, создающая вращающееся магнитное поле, на­зывается статором двигателя, а вращающаяся часть называется ро-тором двигателя.

Ротор индукционного двигателя имеет стремление догнать вра­щающееся ноле, но никогда этотч) сделать не может по той причине что при наступлении синхронизма не имело бы места перерезывание, ротора силовыми линиями поля, а следовательно, в роторе не индук­тировались бы токи Фуко, взаимодействие которых с вращающимся нолем и создает вращающее усилие.

Итак, вращающееся поле получается от наложения друг на друга двух полей в двухфазной системе и трех нолей в трехфазной системе, причем составляющие поля сдвинуты друг относительно друга не только по фазе, но и путем соответственного расположения фазных обмоток (рис. 550 и 552).

§ 183. Обжотки статора трехфазных двигателей.

На рис. 552 указан способ наложения на кольцо трех фазных об­моток; эти обмотки могут быть соединены между собою звездою (рис. 553) или треугольником (рис. 554).

У каждой фазной* обмотки статора- имеется «начало» и «конец», обозначенные на рис. 553 и 554 буквами н и к. Для соединения звез­дой нужно все три «конца» фазных обмоток связать в один общий узел., как показано на рис. 553, а остальные три конца, остающиеся сво­бодными, прикдючить к сети трехфазного тока.

Конечно, можно было бы сделать и наоборот: соединить в общую узловую точку все три «начала» трех фазных обмоток, а «концы» п> (к), остающиеся свободными, приключить к сети трехфазного тока.

Для соединения фазных обмоток треугольником следует конец </.■■ первой фазной обмотки (/) соединить с началом (й) обмотки вти|мп:


фазы (//), конец (йг) второй фазной обмотки соединить с началом (и) обмотки третьей фазы (///) и, наконец, копен, (к) третьей фазной об-мотеи (111) соединить с началом (к) обмотки первой фазы (/). К по­дученным узловым точкам следует присоединить проводники от сети

трехфазного тока.

Однако, кольцевые об­мотки в настоящее время редко применяются в виду их большого магнитного рассеяния, так как значи­тельная часть силоннх ли­ний замыкается чероз воз­дух и кожух статора дви­гателя. ПОЭТОМУ Л1ШШГСЯ

более целесообразным при­менять барабанный об-

изооражетыая на рис. odd,

закрывает пространство внутри статора и делает невозможным вставле­ние ротора. Поэтому внешние соединительные проводники отгибают в сторону и размещают их на боковой поверхности статора так, как показано на рис. 556.

На рисунках 555 и 556 каждая фазная катушка состоит из двух катков, укладываемых в дза кашиа; следовательно, статор имеет 12 каналов. Для разме­щения возможно боль­шего числа витков чи-f ло каналов в статоре увеличивают, рассчи­тывая ло 3 или 4 ка­нала мл фазу, причем и каждом канале укла­дывают но несколько лроводп шил*.

На воох  рассмо­
тренных до снх пор                 Рис. 55;>.                               1»!п>, 550.
рисунках  мы  имели

двухполюсную обмотку статора, т. е. магнитные линии вращающегося поля выходили т- одной половины статора (северного полюса) ц вхо­дили в другую <1о;»:ньтй полюс) и в течение одного периода вращаю­щееся подо делало одни полный оборот.


ОБМОТКИ СТАТОРА ТРЕХФАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ


427


■■■•■' Однако, число полюсов в статоре может быть и больше двух, только для этой цели следует соответствующим образом намотать да нем обмотку. На рис. 557 изображен статор с четырехполюсной кольцевой обмоткой, а на рис. 558 показан статор с четырехполюсной барабан­ной обмоткой с двумя каналами на фазу; пунктирными линиями по­казано направление магнитных линий вращающихся полей в данный момент. Итак, четырехнолюеный статор имеет четыре полюса, которые вращаются около оси двигателя таким образом, что в течение одного полного )к р к),;.! они поворачиваются иа половину оборота (180°). Следовательно, у шестштолюслюго статора за один период все полюсы (6)

повернутсл ли 1.40°, т. е. иа .,- оборота, и т. д.

4]Rvi<» i,:?ii,t;i,'ii)B (пазов) на статоре для наложения обмотки для трех­фазного ,1н)и,чГ(\'ь'г, конечно, должно долиться на 3, так как обмотки

в.ео\ 1|к'". ifiiut ,'if.ii'.imuбыть одитимными. Кроме того, на каждой* помои «•r;ri4(ji;ii д»,'(лшо нриходиться «дшпжовое число каналов, а по­тому число К!ишои иа статоре должно долиться боа остатка на число полюсов. II,, шшшоц» на каждый полюс и фазу может быть взято 2, 3 или 4 к:ша;т, а потому полное число кашиов (пазов) на статоре трехфазного дг.игатолл равно утроенному «[юшяи'дешш числа полюсов на число каналов, приходящихся на каждым полкк; и фазу.