Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 51

Мн внаем зависимость между частотой fиоременпого тока, чж<у

жш пар полюсов п и синхронной скоростью N (чнелом- оборотов в секунду):


СВОЙСТВА СИНХРОННЫХ ЭЛЕЕТРОДВШ'АТШШЙ                                МЯ

откуда:                   :   *"                     *                       ,      ■ •       ,

'      : '   '  f                                                     '                                 •

N—■■*- оборотов в секунду.       '   {

По этой формуле» можно нг.йтп скорость синхронного давгатёля np'ts любим числе полюсов и при заданной частоте переменного тока»

Пример' 91» ИаГгга скорость двадцатичетырехзтагоавдо синхронного дви­гателя при частоте, равной 25 периодам в секуяду.

Решение. Даш»: gp = 24 я /= 25, и лотаму число пар Колосов j> s= 12 ,» скорорть силхронаого двнгатедя будог равпа

■ЛГ==у|==2-рОборота в секунду, '

алй                                                                     '                                                 ■

1 2 ?5 X 60 = 125 оборотов в мтауту,

Пример Ш. Сшгерошши двигатель, включегпйЗ в цепь перометгасто тока с частотой, равной 50, работает со ciiopocvao 200 оборотов в мкиуху. О ' ПО.1ЮС0В этого же двигателя.

Режвяив. Дапо: f—5Q и iY=.-^g-=3=3~оборота в секунду.

Если нзвестна Еависимо.сть по формуле

Вторая характерная особенность синхронного дзэтатечя состоит в том, что кроме переменного тока, питающего обметку якоря этого дви­гателя, необходимо еще иметь п посхояпкий. ток, который должен про-ходить в цопп обмотки нндукторя? т. е. в цепи возбуждения этого двигателя.

В тех установках, которые .обеду-ядваготся электрической станцией, вырабатывающей только переменный той, приходятся ставить "специаль­ные преобразователи для получения «постоянного тока, необходимого для возбуждения синхронных1 двигателей.

Наконец, третьей .характерной особенностью синхронных двигать лей является трудность их куска в ход. для чего нужно сначала раз­вернуть ротор двигателя до скорости, отвечающей синхронизму, е только после того, как будет достигнуто полное совпадение фаз. можно включить рубильники в день якоря еяпхроязоге Двигателя. Отсюда' ясно, что для пуска синхронного двигателя в ход ауяшо пользоваться. фазными ламиажи или друицш синхронизаторамк.


Синхронные двигатели, подобно альтернаторам, могут быть построены с вращающимся якорем или с вращающимся индуктором (электромаг­нитами); последний тид имеет наибольшее распространение, а первый

тип можно встретить только в двигате­лях небольшой мощности.

Для того чтобы показать, потому син-^ ровный двигатель вращается с синхрон­ной скоростью и требует разворачивания мотора для пуска его в ход, представим себе статор небольшого синхронного дви-1ателя в виде двухполюсного электромаг­нита (рис. 534), по обмотке которого про­ходит переменный синусоидальный ток. Допустим, что ротором этого двига­теля служит двухполюсный электромагнит, обмотка которого питается постоянный током. Так как ротор вращается, то на его валу укрепляют два контактных кольца,

изолированных друг от друга и от корпуса, к которым прижимаются две неподвижных щетки, соединенных с -f- и — генератора постоянного тока. Обмотка ротора питается постоянным током, а потому его полюсы  свою полярность N и S. Что же касается полюсов статора,

то полярность их будет непрерывно меняться в соответствии с направ­лением тока, протекающего в данный момент по обмотке статора.

Допустим, что ротор такого двигателя вращается с синхронной скоростью, л па рис. 535 наказаны разнно положения ротора нашего двухполюсного двигателя, * которые он занимает в точение одного периода.

1 На рас. 535 обмотки статора п ротора по показаны, а вместо них помечены полюсы статора ж ротора в раеслштрзваеиые моменты времени. Большие йуквы N и &' отвечайг полному ианагцачипчкпю статора, когда тог., проходящий но его ошютке, достигает наибольшею зиа^еипя.


Ни том же рисунке внизу изображена сипусонда, период которой раздолен на 8 частей, соответствующих 8 моментам положения ротора но отношению к статору. Из рассмотрения этого рисунка но трудно вплоть, что ротор вращается вследствие взаимодействия полюсов ста-тира и ротора, так как в положениях Ь, о, d, /, д и hсеверны! по­люс ротора отталкивается от северного полюса статора и прятякпаегся к ого южному полюсу. Положения ротора, отмеченные на рис. : .;.' ^лквами а ц е, отвечают мертвим мочкам, так как в эт<н кочмгг "■'.ил тока в обмотке статора равна нулю. Однако, ротор облиг<г.-л" инерцией, и эти мертвые точки он будет свободно проходить <v} За-дерЖЕИ.,:,

На рис. 536 ротор вращается по часовой стрелке, но по трудно понять, что с таким же успехом ротор может вращаться и в обрат­ную сторону. Другими словами, ротор у однофазного синхронного дви­гателя вращается в ту сторону, в которую его развернули при иуско в ход.

Без разворачивания ротор не может начать вращаться, и это вполне понятно; полюсы статора меняют свою полярность чрезвычайно быстро (50 раз в секунду), и если в какой-нибудь момент ротор оказался бы в выгодном для себя положении в смысле вращения, то, благодаря своей инерции, он не может сразу развить синхронную скорость, а в следующий момент он получит толчок уже в обратную сторону; в результате ротор будет стоять на месте.

Если же синхронному двигателю дать возбуждение и развернуть рукой или каким-нибудь двигателем до синхронной скорости, а затем замкнуть рубильники в цепи его якоря, то ротор будет продолжать работать с синхронной скоростью. При этом двигатель будет работать без нагрузки (на холостой ход), и поглощаемая им из цепи электри­ческая мощность будет как раз равна мощности, затрачиваемой на преодоление его вредных сопротивлений (потерн ва трение, потери от токов Фуко, гистерезиса и электрические потери). Эта мощность, ко­нечно, будет невелика. Если же теперь нагружать синхронный двига­тель, т. е. заставить его совершать какую-нибудь механическую работу, то ротор этого двигателя на мгновение задержится, но в дальнейшем будет продолжать вращаться с синхронной скоростью; при этом по­люсы ротора займут такое положенно относительно обмотки или полю­сов статора, при котором двигатель будет поглощать из сети такую эл'чггрическую мощность, которая необходима для преодоления дан по 3 нагрузки,