Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 62




реостата связаны вместе, л поворотом рукоятки одновременно выво­дится секции реостата каждой фазы ротора. Па рис. 583 изображен

внешня <Ч вид пускового реостата мотора "трех­фазного тока.

При одном крайнем положении тройного рычага реостата цепь ротора является разом­кнутой (рычаги находятся на холостых план­ках «}; при другом крайнем положении b ро­тор является короткозамкнутым через тело тройного рычага реостата.

Иногда, с целью упрощения конструкции,
применяют пусковые реостаты с простым рь>
чагом ''рис. 5*84), у которых выключение сек­
ций производится не одновременно во всех
Рис. 583.                трех фазд,х, а поочередно, но ото существен-

ного значения не имеет.

Rn ;;>ic. 585 показана схема включения пускового реостата у двигателя трехфазного тока, ротор которого имееа* двухфазную об­мотку.

На рое. 586 изображен пусковой реостат для небольших двигате­лей о трехфлзным рок/ром; реостат имеет весьма упрощенное устрой-



.






было равно напряжению У цепи переданного тока, к которой он дол­жен быть црнключен; При этом фазные лампы Lt и Ла будут мигать; помощью реостата Л, подгоняем скорость двигателя М так, чтобы мигание ламп, прекратилось, и в момент наибольшей яркости ламп замыкаем двухполюсный рубильник в цени якоря синхронного двига­теля, который будет продолжать вращаться с синхронной скоростью. Теперь можно разомкнуть переключатель А в цепи двигателя постоян­ного тока и даже перекинуть его вниз на ламповый реостат, который будет служить нагрузкой для дннамомапшны постоянного тока. При этом не следует размыкать пускового реостата й, так как тогда пре­рвется внешняя цепь динамома-шины постоянного тока к цепь ее шунтовой обмотки.

Пуск в ход синхронных мек-тродвнгателей трехфазного тока производится также разворачива­нием ротора помощью электро­двигателя постоянного или пере­менного тока, причем настушге-ние момента синхронизма также определяется по фазным лампам. Б некоторых случаях пуск в ход синхронных двигателей трех-фазпого тока производят проще, пользуясь вращающимся магнит­ным нолем, создаваемым трехфа?,-ньгм током статора. Цепь возбу­ждения синхронного двигатели. размыкают, а якорь синхронного двигателя непосредственно вклю­чают в цепь трехфазного тока. Тогда вращающееся магнитное поле, создаваемое статором, индук­тирует токи Фуко в железе ро­тора, благодаря взаимодействию которых с магнитным полем ротор начинает вращаться. О моменте наступления синхронизма судят по лампочке, включенной в обмотку ротора, которая сначала горит ярко, вследствие большой разности скоростей ротора и ноля, а затем посте­пенно затухает; когда же синхронизм будет достигнут, лампа совсем не будет гореть. В этот момент и следует замкнуть цепь возбуждения, причем сила тока, идущего в статор, сразу уменьшится.'

Однако, при нуске в ход синхронных двигателей трехфазного тока большой мощности, для избежания больших толчков 'тока в момент включения, понижают напряжение на зажимах якоря синхронного двигателя при помощи пусковых трансформаторов или при помощи автотрансформаторов.

1 Вместо лампочки лучше пользоваться вольтметром, так как лампочка зату­хает рсегда до наступления синхронизма.


На рпс. 54.4 показана схема включения синхронного Д1шг;|.'с-" ■ трехфазного тока при помощи трансформатора, у которого при hwm в ход понижается напряженно вторичной цепи. Обмотка индукто]»;) питается от цопп постоянного тока.

На рис. 545 показана та же схема, но с получением постоянного тока от особого возбудителя В (динамо-шунт постоянного тока), епдн-щего на одном валу с ро­тором синхронного двига­теля.

Остановка синхронного двигателя и выключение его из цени производится в сле­дующем порядке: сначала снимают нагрузку, затем размыкают день перемен­ного чока и только тогда размыкают цепь возбужде­ния постоянного тока. Если же цепь возбуждения бу­дет прервана раньше цепи переменного тока, то вся си­стема становится подобной обыкновенному трансформа­тору, у которого вторичный обмоткой является обмотка электромагнитов и ндуктора. Последняя обыкновенно имеет много витков, а по­тому на зажимах цепи воз­буждения двигателя может появиться высокое напр я--жение в несколько тысяч вольт, и, конечно, случайное прикоснове­ние к этим зажимам или к рубильникам атой цепи является оилсшлл для жизни.

§ 181. Применение синхронных двигателей,

К достоинствам синхронных двигателей следует отнести.

3)  строгое постоянство скорости, независимо от нагрузки и во
Суждения;

4)  свойство перевозбужденного двигателя регулировать cos» в сетя
переменного тока.

Но зато эти двигатели имеют следующие недостатки, которь ограничивают их применение:

5)  необходимость  располагать  постоянным   током   для  возбу-i
дения;

6)  трудность пуска в ход (необходимость разворачивания);

7)  невозможность пуска в ход с нагрузкой;

8)  позная невозможность регулировать скорость двигатели;


420


СИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ


7)  вьшадение из фазы и остановка при оыстрых изменениях на­
грузки и при перегрузке;

8)  трудность реверсирования: является необходимым остановить
однофазный двигатель и затем, не меняя схемы включения, снова
пустить его в ход путем разворачивания в обратную сторону и доби­
ваясь синхронизма помощью фазных ламп; при реверсировании трех­
фазных двигателей необходимо сделать пересоодинение любой нары
подводящих проводов, а затем разворачивать до синхронной скорости.