Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 32

С целью сокращения процесса формовки аккумулятора Фор в 1881 году предложил покрывать обе свинцовых пластины слоем сурика (РЬ3О4) или свинцового глета (РЬО). Для этой цели порошок сурика (красного цвета) или глета (светло-желтого цвета) смешивают со слабым раствором серной кислоты до получения тестообразной массы. Этой массой обмазывают обе стороны каждой свинцовой пластины и под прессом их высушивают. Если теперь произвести заоядку такого аккумулятора, то через небольшой промежуток времени образуется достаточное количество перекиси свинца на положительной пластине и достаточное количество губчатого свинца на отрицательной.

Конечно, пластины аккумуляторов делаются таким обрааом, чтобы вмазанная в "них масса не отпадала, для чего пластины отливаются в виде решеток, в отверстия которых и вмазывается масса сурика или глета.                                     ,

Таким образом появились два рода аккумуляторных пластин:

1)         поверхностные пластины, у которых активный слой получается « посредством формовки, т. е. по способу Плантэ;

2)         массовые пластины, активный слоД которых получается быстрее
и в значительно большем количестве путем вмазывания особой массы
(свинцового глета) в решетку пластины (по способу Фора).

Поверхностные пластины значительно прочнее массовых, а потому в некоторых аккумуляторах можно встретить положительные пластщщ поверхностного типа, а отрицательные •

каждый аккумулятор обладает определенной емкостью, т. в. спо­собностью запасать в себе определенное количество электрической энергии. И действительно, если мы аккумулятор будем заряжать, то через некоторое время заметим, что он ужа больше не заряжается, а жидкость в нем как- бы кипит, т. е. происходит бурное выделение газов, уже не вступающих в химические соединения. Электрическая энергия, затрачиваемая при дальнейшей зарядке, расходуется без вся­кой пользы на газообразование. Заметим, что выделяемые при этом газы являются смесью кислорода с водородом, которая называется гремучим газом, который легко и сильно взрывается. Поэтому при зарядке аккумуляторов надо всегда устраивать хорошую вентиляцию помещения.

Емкостью аккумулятора называют то количество электричества, которое можно получить при разрядке от вполне заряженного аккуму­лятора; такая емкость измеряется ампер-часами. Однако емкость аккумулятора цв является постоянной величиной, а зависит от вре­мени, в течение которого аккумулятор разряжается, или, как говорят, емкость зависит от режима разрядки.

Например, в каталоге находим, что емкость аккумулятора при 3-часовом режиме равна 162 ампер-часам, при 5-часовом режиме—'■ 180 ампер-^асам и при 10-часовом режиме — 220 ампер-часам. Это означает, что если мы данный аккумулятор зарЯдим и будем его раз-' ряжать током, силой в 54 ампера, то он разрядится через 3 часа, так как 54X3 = 162 ампер-часа, после чего его придется снова заря­жать. Если же разрядный ток будет слабее, а именно, сила его будет равна 36 ампер, то он разрядится до конца только в течение 5 часов, так как:

36 X 5 = 180 -ампер-часов.

Наконец, при разрядке током силой в 22 ампера, аккумулятор бу­дет работать в течение 10 часов, так как:

22 X 10 = 220 ампер-часов.

При зарядке аккумулятора его электродвижущая сила поднимается до 2,5 вольта, но затем при размыкании цепи она быстро опускается до 2^1 вольта. При разрядке аккумулятора его электродвижущая сила, а также и напряжение на зажимах весьма медленно и постепенно уменьшается, доходя до 1,8 вольта.

Когда напряжение на зажимах аккумулятора уменьшится до 1,8 вольта, то разрядку прекращают, так как дальнейшая разрядка может повредить аккумулятору, образуя на его пластинах коркообраз-ный налет сернокислого свинца.

Интересно отметить, что при зарядке аккумулятора увеличивается плотность содержащейся в нем кислоты, а при разрядке, наоборот,,. плотность серной кислоты уменьшается. Этим обстоятельством часто пользуются для определения степени заряжения аккумулятора, причем за изменением плотности кислоты наблюдают при помощи особого при-<fe^>* (ареометр*).

§ 61. Устройство и применение электрических аккумуляторов,(Я

Емкость аккумулятора, конечно, зависит от количества активном массы, вступающей* в химические соединения, а потому для повышЦ ния емкости каждой поверхностной пластины стремятся увеличить ел поверхность, не нарушая при этом прочности самой пластины. -Каяи дый завод применяет свои способы для увеличения этой поверхности!

1

]

Завод Тюдора, например, отливает положительные свинцовые пластины'!
с глубокими мелкими,бороздами, в значительной мере увеличивающимиj
их поверхность.                                                              '        " 1

На рис. 1О6а изображена одна положительная пластина аккуму-,'1 лятора Тюдор. Отрицательные пластины тот же завод делает в виде! свинцовой коробки, дно и крышка которой имеют множество мелких отверстий. Коробка эта заполняется массой по способу Фора. Па рис. 1066 показана часть отрицательной пластины Тюдора.

В каждом аккумуляторе помещают несколько 'положительных и не-; ■ сколько отрицательных пластин поочередно, т, е. каждая положитель­ная пластина помещается между двумя \ отрицательными (рис. 107 а и б). Крайние ' пластины делают всегда отрицательными,/ а потому число отрицательных пластин ока- jj зывается на одну больше числа ноложитель-; ных. Все положительные пластаны соеди-1 няют снаружи аккумулятора общей свннцо-, вой пблосой, помещенной- с одно! стороны ' аккумулятора, а все отрицательные пластин» также припаиваются к общей отрицатель­ной полосе, помещенной с другой стороны"  аккумулятора.

Кроме стекла, материалом для аккуму­ляторных сосудов служит эбонит, целлулоид, а большие аккумуляторы (большой емкости) часто устраивают в деревянных баках, выложенных внутри свинцом, чтобы серная кислота не разъедала дерева.

Выше говорилось, что каждый свинцовый аккумулятор развивает электродвижущую силу около 2 вольт, а потому для получения более высокого напряжения приходится применять аккумуляторные бата,-^ реи, соединяя несколько аккумуляторов друг с другом последоватеаьнб,