Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 53

кокет дать заьоду мощность:

/> = /1х Ух/=/!■! X 220X440 = 167464ватт = 167,6киловатта,т.е. боль­ше, чем раньте, на 67,5 киловатта, и при этом получаются следующие преимущества:

1)  напряжение генератора из будет так резво падать при увеличении нагрузки
{си. стр. 898);                                         i

2)  двигатель генератора будет работать е более высокий йоэффициентом по­
лезного действия.

§ 180. Пуск в ход синхронного двигателя и его остановка.

Ma уже указывалл, что синхронный двигатель не может самостоя-толь^о начать вращаться; необходимо развернуть его моханпческпм путей, т. е. сообщить ротору скорость, отвечающую частоте перемен-аого тока (привости его к синхронизму), и уже затем включить в сеть.

Обыкновенно ротор разворачивают помощью электродвигателя по­стоянного или перемопиого2 тока; затеи синхронный двигатель без пагрузпи включают в есть совершенно так же, как включают альтер­натор в параллельную работу. Для этой целп замыкают цепь возбуж­дения постоянного тока и с шэдощыо вольтметра и тахометра под-ороняют напряжение и частоту, а по фазным лампочкам судят о мо­менте полиого совпадения фаз;, яри наличии, последнего замыкают рубильники в цепа якоря двигателя.

Если в момент включения синхронного двигателя в цепь перомеп-ного тока ротор его вращается со скоростью, Превышающей или мень­шей синхронной, то в:«шсодействие полюсов статора а ротора может вызвать вращающее усилие обратного направления, и ротор остано­вится.

Если такой 'случай1 имел место, то необходимо тотчас же выклю-

1 Если соз<р = ОД то по таблнвд силусоз п костяусоч иаЗдем sin о = 0,8.

* Электродвигателем п^пемелиого тока мо;кег слумть лидукцпоппцй (аспн-
rpoBHi.irtj дригатель, соедтил'иный с синхронным двигателем шкои-ниууд!. переда­
чей .(ре.нпеч). Асиир!")нн!...й дчигазхль можно насадить и ил одни вал с г-кахрон-
анм дз:игате.щи, .но тм*д;1 4ho:jo иолн'к'оя у рглгорачпрлюгшно двпгателя берут
на одну пару меньше, чтобы его скорость1 была большо ciiopocin, опознающей
oaaipoaajjiy.                                                               :


чить цепь переменного тока; в противном случае при остановке ротора сила переменного тока в якоре может достигнуть величины, опасной для его обмотки.

Если включение произведено правильно и ротор начал вращаться с синхронной скоростью, то разворачивающий двигатель может быть выключен из цени.

Щунтовой двигатель, который служит для разворачивания син­хронного двигателя, теперь может быть использован в качестве гено-ратора постоянного тока (шунт-динамо).

Полная схема такой установки изображена на рис. 543.

I)—синхронный двигатель однофазного тока.

М — двигатель постоянного тока.

А — двухполюсный переключатель.

// — пусковой реостат двигателя постоянного тока.

Я, — шуитовой реостат двигателя постоянного тока для регулировки скорости.

В% — реостат в цопи возбуждения синхронного двигателя.

Vвольтметр.   ■

Ltи Z2 — фазные лампы.

Сначала переключатель Л включают в цепь постоянного тока и при помощи пускового реостата // при полном возбуждении (реостат /«" выведен) пускают в ход двигатель постоянного тока AI. Двигатель '.' будет разворачивать ротор синхронного двшателя, обращая его и а.и.ч<'|1 натор, причем на зажимах его якоря появится некоторое напцшм-ьце, указываемое вольтметром V. При помощи реостата Ич подбирнит 'ит:>'\ гок возбуждения, чтобы напряжение на'зажимах синхронного двигателя

Фролов, Основы электротехники.                        '                                                              27

было равно напряжению У цепи переданного тока, к которой он дол­жен быть црнключен; При этом фазные лампы Lt и Ла будут мигать; помощью реостата Л, подгоняем скорость двигателя М так, чтобы мигание ламп, прекратилось, и в момент наибольшей яркости ламп замыкаем двухполюсный рубильник в цени якоря синхронного двига­теля, который будет продолжать вращаться с синхронной скоростью. Теперь можно разомкнуть переключатель А в цепи двигателя постоян­ного тока и даже перекинуть его вниз на ламповый реостат, который будет служить нагрузкой для дннамомапшны постоянного тока. При этом не следует размыкать пускового реостата й, так как тогда пре­рвется внешняя цепь динамома-шины постоянного тока к цепь ее шунтовой обмотки.

Пуск в ход синхронных мек-тродвнгателей трехфазного тока производится также разворачива­нием ротора помощью электро­двигателя постоянного или пере­менного тока, причем настушге-ние момента синхронизма также определяется по фазным лампам. Б некоторых случаях пуск в ход синхронных двигателей трех-фазпого тока производят проще, пользуясь вращающимся магнит­ным нолем, создаваемым трехфа?,-ньгм током статора. Цепь возбу­ждения синхронного двигатели. размыкают, а якорь синхронного двигателя непосредственно вклю­чают в цепь трехфазного тока. Тогда вращающееся магнитное поле, создаваемое статором, индук­тирует токи Фуко в железе ро­тора, благодаря взаимодействию которых с магнитным полем ротор начинает вращаться. О моменте наступления синхронизма судят по лампочке, включенной в обмотку ротора, которая сначала горит ярко, вследствие большой разности скоростей ротора и ноля, а затем посте­пенно затухает; когда же синхронизм будет достигнут, лампа совсем не будет гореть. В этот момент и следует замкнуть цепь возбуждения, причем сила тока, идущего в статор, сразу уменьшится.'

Однако, при нуске в ход синхронных двигателей трехфазного тока большой мощности, для избежания больших толчков 'тока в момент включения, понижают напряжение на зажимах якоря синхронного двигателя при помощи пусковых трансформаторов или при помощи автотрансформаторов.

1 Вместо лампочки лучше пользоваться вольтметром, так как лампочка зату­хает рсегда до наступления синхронизма.


На рпс. 54.4 показана схема включения синхронного Д1шг;|.'с-" ■ трехфазного тока при помощи трансформатора, у которого при hwm в ход понижается напряженно вторичной цепи. Обмотка индукто]»;) питается от цопп постоянного тока.