На рис. 545 показана та же схема, но с получением постоянного тока от особого возбудителя В (динамо-шунт постоянного тока), епдн-щего на одном валу с ротором синхронного двигателя.
Остановка синхронного двигателя и выключение его из цени производится в следующем порядке: сначала снимают нагрузку, затем размыкают день переменного чока и только тогда размыкают цепь возбуждения постоянного тока. Если же цепь возбуждения будет прервана раньше цепи переменного тока, то вся система становится подобной обыкновенному трансформатору, у которого вторичный обмоткой является обмотка электромагнитов и ндуктора. Последняя обыкновенно имеет много витков, а потому на зажимах цепи возбуждения двигателя может появиться высокое напр я--жение в несколько тысяч вольт, и, конечно, случайное прикосновение к этим зажимам или к рубильникам атой цепи является оилсшлл для жизни.
§ 181. Применение синхронных двигателей,
К достоинствам синхронных двигателей следует отнести.
1) строгое постоянство
скорости, независимо от нагрузки и во
Суждения;
2) свойство перевозбужденного двигателя
регулировать cos» в сетя
переменного тока.
Но зато эти двигатели имеют следующие недостатки, которь ограничивают их применение:
1) необходимость
располагать постоянным током для возбу-i
дения;
2) трудность пуска в ход (необходимость разворачивания);
3) невозможность пуска в ход с нагрузкой;
4) позная невозможность регулировать скорость двигатели;
420
СИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
5)
вьшадение из фазы
и остановка при оыстрых изменениях на
грузки и при перегрузке;
6)
трудность
реверсирования: является необходимым остановить
однофазный двигатель и
затем, не меняя схемы включения, снова
пустить его в ход путем
разворачивания в обратную сторону и доби
ваясь синхронизма помощью
фазных ламп; при реверсировании трех
фазных двигателей
необходимо сделать пересоодинение любой нары
подводящих проводов, а
затем разворачивать до синхронной скорости.
При резком изменении нагрузки синхронного двигателя, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, ротор двигателя получает толчок, стремясь выйти из синхронизма; при этом ротор пли немного (на некоторую часть одного оборота) забегает впород (при сбрасывании нагрузки), .или немного задерживается (при нагрузке). Однако ротор обладает инерцией и, будучи выведенным из своего положения равновесия (равномерной скорости), не может сразу к нему возвратиться и, подобно маятнику, начинает «качаться», что вызывает периодическое колебание стрелок амперметра и .ваттметра. Такое явление называется «качанием» двигателя; оно не пмеет большого значения, если эти толчки не повторяются: тогда постепенно колебанпя быстро уменьшаются и двигатель успокаивается.
Гораздо хуже обстоит дело, если эти толчки повторяются периодически, что вполне возможно, если кривая переменного тока, питающего обмотку статора электродвигателя, отличается от синусоиды. В этом случае качания не успокаиваются, и наблюдаются непрорывные колебания стрелок измерительных приборов. Однако известно, что каждое тело, способное совершать колебания, обладает определенным периодом колебаний (числом колебаний в секунду), а потому каждый ротор двигателя обладает своим определенным периодом собственных колебаний. Если теперь толчки, получаемые ротором, будут иметь тот же период колебаний, то наступает явление, резонанса, при котором качания двигателя будут постепенно увеличиваться, и, наконец, двигатель, как говорят, выпадает из фазы, т. о. выйдет из синхронизма и остановится.
Для заглушения колебаний роторы многих двигателей снабжаются успокоителями, которые имеют разные устройства. Чаще всего для этой цели полюсный наконечник каждого полюса индуктора (ротора) окружают сплошной медной рмюй о (рис. 546), или же просверливают в полюсном наконечнике несколько каналов (рис. 547), сквозь которые пропускают цедимо сплошные- стержни, соединенные друг с другом с обеих сторон каждого полюсного наконечника медными полосами, образуя модную клетку.
При качании ротора в медных кольцах или клетках индуктируются
БРАЩА1УЩКШ1 МАГНИТНОЕ Т1О.ЧЕ -И! I
токи Фуко, которые по закону Ленца оказывают противодействие этг.м качаниям, вызывая его успокоение.
Каждый альтернатор можно заставить работать в качестве синхронного двигателя, если только принять меры к заглушению его колебаний от тех пли иных причин. Если же условия работы требуют заказа, специального синхронного двигателя, работающего в качество синхронного конденсатора (с перевозбуждением), то при его изготовлении уменьшают междужелезное пространство и устраивают облегченную конструкцию но сравнению с нормальными синхронными двигателями, что влечет за собой уменьшение его стоимости.
Вопросы для повторения 22-й главы.
1. Почему двигатели,
работающие па принципе обратимости альтернатора,
называются
синхронными?
2. Какая существует
зависимость между частотой нероиенЕРго тока, числом
пар полюсов дв'игатРля и
числом его оборотов в 1 секунду"?
3. Указать характерные свойства синхронных двигателей.
4. Как производится пуск в ход синхронных
двигателей однофазного и тр! :-
фазного тока?
5. В ингих случаях синхронный двигатель можот выпасть из синхронизма?
8. Указать, какое влияние на cos <p производит изменение силы тока возбужл-кия синхронного двигателя.
7. Какой надо дать
возбужденно синхронному двигателю, чтобы он работал с
отрицательным углом сдвига
'фаз? " •
8. Указать па возможность
врп помощи синхронного диигателя пог.ыетъ коэф
фициент мощности (cos у) установки.
9. Как производится пуск в ход синхронного дзигате.тя?
10. В каком порядке следует производить
размыкание цепей постоянного и i:>.-
ремепного тока при остановке синхронного
двигателя?
11. Укапать достоинства и недостатки синхронных двигателей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.