Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 66


соединена треугольником, может нормально работать в установке с напряжением в 380 вольт, если только его фазные обмотки соединить

8ВИЗД0Й.

У некоторых двигателей имеется только три зажима, соединенные с обмоткой статора, для приключения их к сети трехфазного тока. Такие двигатели, конечно, можно включить только в цепь того напря­жения, на которое они рассчитаны.

Если дннгатель рассчитан например на 120 вольт, а его вклю­чить в цепь с напряжением; 210 вольт, то двигатель может сго-2н?ть. И гноище нужно заметить, что не следует допускать отклоне­ния в напряжении более 5°/0. Например, двигатель, рассчитанный на 190 вольт, 1Ш следует заставлять работать при напряжении 220 вольт, так как он будет чрезмерно нагреваться, и через некоторое время его обмотки обуглятся, отчего легко может произойти пробнвашю изо­ляции.

Однако н обратно, роли двигатель рассчитан на 220 вольт, то не следует заставлять его работать под напряжением 190 вольт, так как двигатель при пониженном напряжении, как увидим далее, не монголу развчть шюего нормального вращающего момента, необходимого для пре­одоления момента сопротивлений, приложенного к его валу, н при некоторой иагруако он остановится.

Но существующим в СССР нормам все асинхронные двигатели, з:ощ1юотыо до Ь киловатт (т.е. 6,8 лош. силы), должны изгототл-'т'.ся заводами с, шестью выведенными наружу зажимами, ' а потому в этих двигателях обмотки статора можно соединять как звездою, так и треугольником. Для избежания ошибок при таком присоединении концы каждой фазной обмотки обозначаются буквами X У и Z, а на­чало этих леп обмоток обозначают буквами U, Yи W, т. е., если «начало» обмотки какой-нибудь фазы обозначено буквой Хх то ее ко­нец обозначен Пукпой U. Буквами Vи Vобозначены начало и конец обмотки второй фазы, а буквами Zи Wначало и конец обмотки третьей фазы. Нажимы размещают в таком порядке, чтобы соединения

1 Двигатели мощностью выша 5 киловатт могут изготовляться с 6-то пли с 3-iiЈ выведенными к нарулаым зажимам обмотками статора, ио усмотрению заводов.


430


АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТРЕХФАЗНОГО ТОКА.


звездой или треугольником можно было произвести возмояло проще. Так, например, на рис. 561 изображен трехфазный асинхронный дви­гатель, обмоткп статора которого соединены звездой, л на рис. 562 показан тот же двигатель, обмотки статора которого переключены на треугольник.

§ 184. Устройство асинхронного двигателя с коротаозашгнутьга

ротором.

Токи Фуко, индуктирующиеся в медном барабане, имеют различ­ное направление, а между тем взаимодействуют с полем, т. е. создают

вращающее усилие, только те теки, направление ко­торых параллельно оси ба­рабана; поэтому является вполне целесообразным для повышения коэффициента полезного действия двига­теля устраивать барабан не сплошным, а состоящим из отдельных медных про­волок, соединенных с обоих сторон кольцами, наподо­бие беличьего колеса (рис. 563). Такую обмотку называют еще часто кдетьевой. Как сплошной барабан, так и беличье колесо /' устраивают из меди, потому что последняя обладает большой проводимостью. С дру­гой же стороны, для усиления магнитного потока вращающегося поля является выгодным уменьшить сопротивле­ние магнитной цепи, для чего делают ротор из железа. Поэтому в действительности ротор изготовляют из железного сердечника и медной обмотки, которая в небольших дви­гателях представляет собою ряд медных стержней, соединенных с обеих сторон мед­ными же кольцами (беличье колесо).

Сердечник ротора делан не сплошным, а состоящим нз отдельных железных листов * е бумажными прокладками, чтобы избежать непроизводительных потерь па токи Фуко.

Корпус статора также делают по той жо причине не из сплошного железа, а из желез­ных листов с прокладками из тонкой бумаги.

Железные листы статора и ротора (рис. 564) с соответствующими отверстиями изготовляются посредством штамповки.

Сплошные медные кольца клетьевой обмотки припаиваются к про­водникам, пропущенным в каналы сердечника ротора, на расстояния


3 - - 4 см от его торцов. Спайка должна быть произведена с особенно*-тщательностью, так как плохо спаянные места обладают большим ш-йро'гввюнием и в них нри црльншх значениях силы тока выделяется ••'{.иди* количество тепла, •си» припой может рас-н швиться и соединение ••удот нарушено.   При •'нльыых    нерегрузках иногда во всем роторе ^уделяется такое коли­чество тепла, что бывали «мучай, когда при оста­новках перегруженного двигателя одно кольцо, а иногда и два, совер­шенно отлаивались и -слетали с места. Для лучшего охлаждения ко­лец указанной обмотки к ним почти всегда прикрепляют несколько крыльев, которые при работе двигателей усиливают вентиляцию ро­тора (рис. 565).

У «двигателей большой мощности роторы с обмоткой в виде бе­личьего колеса не применяются, так как они недостаточно хорошо-

охлаждаются вследствие их малой поверхности. В этих случаях почитают соединять между собой один или несколько прши.ш цосредством соответствующих вилок. Конечно, соединении   г


•Зыть сделаны таким образом, чтобы в короткозамкяутых отдельных
депях ротора индуктированные электродвижущие силы складывались,
а не действовали бы друг другу навстречу. *                                                  ,;

Для четырехполюсного двигателя соединения могут быть устроены так, как показано на рис. 566 и 567, на которых внизу показаны соответству­ющие им обмоют ротора.

Соединения на торцовых частях ротора имеют вид вилок и обыкно­венно изготовляются из модной по­лосы к (рис. 568), разрезанной посре­дине, причем обе части а и b отги­баются в разные стороны и притаи­ваются к двум соединенным стержням А я В (рис. 569). Обмотка в виде беличьего колеса обладает преимуществом перед обмоткой с вилкообразными соединениями в том отношении, что ротор с первой обмоткой является одинаково пригодным для всех двигате­лей, независимо от числа полюсов; ротор же с вилкообразными соеди-

Рис. 570.

ненлямп может бить построен исключительно для двигателя с опреде­ленным часлом нолюсов.

На рис. 570 изображен в разреяе асинхронный двигатель с ко-ротко;;амкнутым ротором и на рисунке сделаны следующие обозначе­ния: С—сердечник статора из листового железа, с — обмотка статора,