Основы электротехники сильных токов. Электрические и магнитные явления, страница 58

3 - - 4 см от его торцов. Спайка должна быть произведена с особенно*-тщательностью, так как плохо спаянные места обладают большим ш-йро'гввюнием и в них нри црльншх значениях силы тока выделяется ••'{.иди* количество тепла, •си» припой может рас-н швиться и соединение ••удот нарушено.   При •'нльыых    нерегрузках иногда во всем роторе ^уделяется такое коли­чество тепла, что бывали «мучай, когда при оста­новках перегруженного двигателя одно кольцо, а иногда и два, совер­шенно отлаивались и -слетали с места. Для лучшего охлаждения ко­лец указанной обмотки к ним почти всегда прикрепляют несколько крыльев, которые при работе двигателей усиливают вентиляцию ро­тора (рис. 565).

У «двигателей большой мощности роторы с обмоткой в виде бе­личьего колеса не применяются, так как они недостаточно хорошо-

охлаждаются вследствие их малой поверхности. В этих случаях почитают соединять между собой один или несколько прши.ш цосредством соответствующих вилок. Конечно, соединении   г


•Зыть сделаны таким образом, чтобы в короткозамкяутых отдельных
депях ротора индуктированные электродвижущие силы складывались,
а не действовали бы друг другу навстречу. *                                                  ,;

Для четырехполюсного двигателя соединения могут быть устроены так, как показано на рис. 566 и 567, на которых внизу показаны соответству­ющие им обмоют ротора.

Соединения на торцовых частях ротора имеют вид вилок и обыкно­венно изготовляются из модной по­лосы к (рис. 568), разрезанной посре­дине, причем обе части а и b отги­баются в разные стороны и притаи­ваются к двум соединенным стержням А я В (рис. 569). Обмотка в виде беличьего колеса обладает преимуществом перед обмоткой с вилкообразными соединениями в том отношении, что ротор с первой обмоткой является одинаково пригодным для всех двигате­лей, независимо от числа полюсов; ротор же с вилкообразными соеди-

Рис. 570.

ненлямп может бить построен исключительно для двигателя с опреде­ленным часлом нолюсов.

На рис. 570 изображен в разреяе асинхронный двигатель с ко-ротко;;амкнутым ротором и на рисунке сделаны следующие обозначе­ния: С—сердечник статора из листового железа, с — обмотка статора,


§ 185. Устройство асинхронного двигателя с контаятныян

колыхали.

Как увлдпм далее, при пуске двигателя в ход, для уменьшения
начального значения силы тока (тодлка тока) включают в ротор ыу-
f козай реостат. Точно так же для целей регулировки скоростя двигателя
в день ротора вводят часто регулировочные реостаты. Б указанная
случаях ротор не может иметь короткосамкнутой обмотки; а ротор
снабжается обмоткою, устроенной совершенно так же, как и обмотка
статора. Такая обаотка ротора называется фазной; она заключает в
себе обычно три само­
стоятельных обмотки,
сдвинутых по фазе друг
относительно друга на
120°. Фазные обмотки
ротора чаще всего со­
единяют друг с дру­
гом звездой (ряс. 371),
но иногда их соеди­
няют и треугольни­
ком. Если фазные об­
мотки ротора соеди­
нены звездой, то одни                         • Рис. 571.
концы каждой фазы

соединены в общий узел, а другие "концы каждой фазной обмотки иод-ведены к трем, изолированным друг от друга я от корпуса, ноль-цам a, bи с, которые через щетки соединяются с реостатом (рис. 571). На рис. 572 изображен ротор с фазной обмоткой и с тремя контакт­ными кольцами.

Подобно обмотка л статора асинхронного двигателя иди якоря аль­тернатора, фазная обмотка ротора может быть петлеобразной или волнообразной с разными соединениями проводников (вилками или дугами), и ротор может иметь разное число каналов на шшое и фалу, напр. два, три пли четыре.

Как уже было указано выше, короткозамкнутый ротор в виде («■ .т ячьего колеса может быть пригоден для двигателей с любым чист," полюсов; ротор жо с фазной обмоткой строится для заданного чт->. полюсов, и, следовательно, ротор двухполюсного двигателя нель-н ;'■■ ставить на место ротора четырохполюеного двигателя, хотя бы пир* >. ные размеры их были вполне одинаковы.

Члсло каналов фазной обмотки ротора трехфазного дкнг.-п г. очевидно, является .числом, которое .делится на 3,  a Tauvu- и   и

VICJTO ПОЛЮСОВ.

Фролов. Основы электротехника.                                                                                      "в


Если число каналов на роторе и статоре сделать одднаковым, то щш некотором положении ротора зубцы статора как pas иридутс* против зубцов ротора (рис. 573); магнитные силовые линии входят ня зубца в зубец, н силы взаимодействия направляются по радиусу,

Ряс. 572.

почему часто случается, что подобные двигатели не борут о шеста

беа внешнего толчка * и является необходимым повернуть шекв и.га дернуть за ремень.

Для избежания этого неудобства обыкновенно число каналов на роторе берут больше, чем на статоре (рпс. 574), т. в., если обмотка отатора- лмоет во 3 канала на полюс и фазу, то обмотку ротона беру? о 4 каналами на полюс ж фазу и т. д.

"сп 1'р водники обмотки уложены в .закрытых кипалах (р'.с. 574/,

в' я гякрытых, то укапанное явление не змеь-т места б виду отсут-

%п  р J'j,ob на статоре и роторе. Однако в нослод:.1-1!! случае уве-

ivnE^riP" магнитное рассеиваиио, что нежелательно, тал как оно

vo'ibiiif t г вращающий момент двигателя, что ум увидим далеч).

i'(..'oj'b: д,,-1гателой с контактными 1;о."ьщпш ycTpain'^ioT иногда -з


1

ycrrpoiitxco асинхронного двигателя с контактными нолъидмн 415

с двухфа;жой «дм.отеой, причем эти ротсры также снабжш.тст тремя контактными: кольцами Срнс. 575). Отличить ротор с трехфазной обмот­кой от ротора с двухфазной обмоткой можно помощью вольтметра, Де/'ствительно, в та время как у трехфазного ротора ианраагсипд между кагкдой нарой кмггаэтных жолщ совершенно одинаковы, i\я>-•шра с двухфаздой обмоткой, очевпдло, будем иметь (рис. 575):