Ротор индукционного двигателя имеет стремление догнать вращающееся ноле, но никогда этотч) сделать не может по той причине что при наступлении синхронизма не имело бы места перерезывание, ротора силовыми линиями поля, а следовательно, в роторе не индуктировались бы токи Фуко, взаимодействие которых с вращающимся нолем и создает вращающее усилие.
Итак, вращающееся поле получается от наложения друг на друга двух полей в двухфазной системе и трех нолей в трехфазной системе, причем составляющие поля сдвинуты друг относительно друга не только по фазе, но и путем соответственного расположения фазных обмоток (рис. 550 и 552).
§ 183. Обжотки статора трехфазных двигателей.
На рис. 552 указан способ наложения на кольцо трех фазных обмоток; эти обмотки могут быть соединены между собою звездою (рис. 553) или треугольником (рис. 554).
У каждой фазной* обмотки статора- имеется «начало» и «конец», обозначенные на рис. 553 и 554 буквами н и к. Для соединения звездой нужно все три «конца» фазных обмоток связать в один общий узел., как показано на рис. 553, а остальные три конца, остающиеся свободными, прикдючить к сети трехфазного тока.
Конечно, можно было бы сделать и наоборот: соединить в общую узловую точку все три «начала» трех фазных обмоток, а «концы» п> (к), остающиеся свободными, приключить к сети трехфазного тока.
Для соединения фазных обмоток треугольником следует конец </.■■ первой фазной обмотки (/) соединить с началом (й) обмотки вти|мп:
фазы (//), конец (йг) второй фазной обмотки соединить с началом (и) обмотки третьей фазы (///) и, наконец, копен, (к) третьей фазной об-мотеи (111) соединить с началом (к) обмотки первой фазы (/). К подученным узловым точкам следует присоединить проводники от сети
трехфазного тока.
Однако, кольцевые обмотки в настоящее время редко применяются в виду их большого магнитного рассеяния, так как значительная часть силоннх линий замыкается чероз воздух и кожух статора двигателя. ПОЭТОМУ Л1ШШГСЯ
более целесообразным применять барабанный об-
изооражетыая на рис. odd,
закрывает пространство внутри статора и делает невозможным вставление ротора. Поэтому внешние соединительные проводники отгибают в сторону и размещают их на боковой поверхности статора так, как показано на рис. 556.
На рисунках 555 и 556 каждая фазная катушка состоит из двух катков, укладываемых в дза кашиа; следовательно, статор имеет 12 каналов. Для размещения возможно большего числа витков чи-f ло каналов в статоре увеличивают, рассчитывая ло 3 или 4 канала мл фазу, причем и каждом канале укладывают но несколько лроводп шил*.
На
воох рассмо
тренных до снх пор Рис. 55;>. 1»!п>,
550.
рисунках мы имели
двухполюсную обмотку статора, т. е. магнитные линии вращающегося поля выходили т- одной половины статора (северного полюса) ц входили в другую <1о;»:ньтй полюс) и в течение одного периода вращающееся подо делало одни полный оборот.
ОБМОТКИ СТАТОРА ТРЕХФАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
427
■■■•■' Однако, число полюсов в статоре может быть и больше двух, только для этой цели следует соответствующим образом намотать да нем обмотку. На рис. 557 изображен статор с четырехполюсной кольцевой обмоткой, а на рис. 558 показан статор с четырехполюсной барабанной обмоткой с двумя каналами на фазу; пунктирными линиями показано направление магнитных линий вращающихся полей в данный момент. Итак, четырехнолюеный статор имеет четыре полюса, которые вращаются около оси двигателя таким образом, что в течение одного полного )к р к),;.! они поворачиваются иа половину оборота (180°). Следовательно, у шестштолюслюго статора за один период все полюсы (6)
повернутсл ли 1.40°, т. е. иа .,- оборота, и т. д.
4]Rvi<» i,:?ii,t;i,'ii)B (пазов) на статоре для наложения обмотки для трехфазного ,1н)и,чГ(\'ь'г, конечно, должно долиться на 3, так как обмотки
в.ео\ 1|к'". ifiiut ,'if.ii'.imuбыть одитимными. Кроме того, на каждой* помои «•r;ri4(ji;ii д»,'(лшо нриходиться «дшпжовое число каналов, а потому число К!ишои иа статоре должно долиться боа остатка на число полюсов. II,, шшшоц» на каждый полюс и фазу может быть взято 2, 3 или 4 к:ша;т, а потому полное число кашиов (пазов) на статоре трехфазного дг.игатолл равно утроенному «[юшяи'дешш числа полюсов на число каналов, приходящихся на каждым полкк; и фазу.
Например, у Ч'рехфазного двухно.косного двигателя число каналов статора Moiicm о'мть равно 12, 18, LM и т. д., а у четырехполюсиогс двигатэля— 21, 00, 4S и т. д.
Наложение ыЬотки на статор асинхронного двигателя производится подобно тому, Каи накладываются фазные обмотки на статор алг.териатора.
Так, нап]шмср, на рис. 560 показана развернутая схема петле-coiiоСмотки статора четырешюдюеного двигателя с двумя каналами па полюс и фазу, а на рис. 559 та же обмотка наложена несколько иначе, не образуя петель, и носит название волновой обмотки.
Сравнивая рисунки 559 и 560 с ранее приведенными рисунками аа стр. 376 и 377, мы видим, что схемы обмоток статора трехфазных двигателей совершенно одинаковы со схемами обмоток статора трехфазных альтернаторов.
1'ис. 559. |
Фазные обмотки стач'орол небольших илектро-двигателен большей частью соединяются звездой. Вдвпгателях ui.vtj.-ншй мощности, наоборот, чаще кгего ' обмотки статора соединяют треугольником, 'I а к как при соединении звездой приходятся увеличивать поперечное сечение обмотки, которую трудно укладывать в нааы, и производить соединения секций между собой. При соединении жо треугольником фазное напряжение увеличивается в уз раз, а потому приходится число витков брать в j/З раз 1 больше, чем при соединении звездой. Отсюда не трудно сделать следующее заключение: если имеется электродвигатель, построенный пп 210 вольт, обмотки статора которого соединены звездой, то этот же двигатель может быть применен и в установке, напряжение которой вуз раз меньше, т. е. равно
210
—,- . —120 вольт, если
V3
только фазные обмотки статора этого двигателя соединить между
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.