Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 86

На     график     наносят     потенциальную    тяговую  характеристику 

Рк υ  = Nен крhТhд = const, соответствующую номинальному режиму работы ДВС с бесступенчатым регулированием скорости υ движения и окружной силы Рк на ведущих колесах. В координатах Рк - υ площадь графика под линиями Рк = f(υ) в масштабе представляет собой мощность, затрачиваемую на движение машины или поезда. Заштрихованные площадки оценивают недоиспользованную мощность реальной машины со ступенчатой трансмиссией. Увеличение числа ступеней или применение бесступенчатых передач сближает реальную тяговую характеристику с потенциальной. Однако большинство известных бесступенчатых передач связаны с двойным преобразованием энергии и, соответственно, с дополнительными энергетическими потерями. Применение того или иного типа бесступенчатой передачи определяется, в первую очередь, экономической целесообразностью.

Разницу  между  окружной силой  Рк  и  силой  Рв  сопротивления воздуха Рк - Рв = Ра принято называть свободной или избыточной силой тяги, расходуемой на преодоление суммарного сопротивления дороги и обеспечение разгона машины. В некоторых случаях тяговую характеристику представляют как графическую зависимость Ра = f(υ) этой силы от скорости движения. Применительно  к  тихоходным машинам (υ < 25 км/ч, Рв = 0) свободная сила тяги равна окружной,  Ра = Рк.

Для некоторых типов машин, в частности, сельскохозяйственных и ряда промышленных тракторов, тяговую характеристику представляют как зависимость крюковой (полезной) мощности Nкр, часового Gт и удельного gкр крюкового расходов топлива, скорости υ движения, буксования d (%) движителя  и др. параметров в зависимости от окружной или тяговой (Рк - Рf) силы по передачам.

          Тяговые характеристики являются размерными в отношении окружной силы Рк и могут быть использованы для сравнительной оценки тягово-скоростных свойств машин одного класса тяги или грузоподъемности. Однако даже при сравнении машин одного класса с различными весовыми показателями возникают определенные трудности, поскольку из всех составляющих тягового баланса только сила  Рв сопротивления воздуха не зависит от веса машины. Поэтому оценку некоторых эксплуатационных свойств машин целесообразно выполнять по удельным (безразмерным) параметрам.