Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 133

Тормозной путь машин с ПБС, особенно на дорогах с пониженным сцеплением, сокращается от 20 до 25 % при сохранении устойчивости и управляемости в процессе торможения.

 
 


11.5    Тормозной  путь

Безопасность движения в большей мере зависит от тормозных свойств машин. Для оценки тормозных свойств приняты следующие показатели: максимальное установившееся замедление jз уст, минимальный  тормозной путь   Sт min и минимальное время торможения  tmin.

Из указанных показателей наибольший интерес представляет минимальный тормозной путь, так как, начиная тормозить, водитель (тракторист) ориентируется на скорость движения и расстояние до места предполагаемой остановки.

Минимальный тормозной путь используют для оценки тормозных качеств машин, технического состояния их рабочих тормозных систем, а также для экспертизы дорожно-транспортных происшествий.

Величина тормозного пути может быть определена из условия равенства поглощаемой кинетической энергии движущейся замедленно машины затрачиваемой работе на торможение.

При снижении скорости движения от u до u1 на пути торможения Sт поглощаемая кинетическая энергия  DТ = SР Sт или

                .               (139)

Пренебрегая сопротивлением воздуха и учитывая, что максимальная тормозная сила  Ртmax определяется уравнением (128), после преобразований получим выражение минимального тормозного пути, м, для общего случая экстренного (аварийного) торможения

                           .                (140)

 
Продольный уклон дороги оказывает существенное влияние на величину  минимального  тормозного  пути. На  рисунке  45 изображена зависимость тормозного пути груженой машины от угла продольного уклона дороги при торможении на подъеме (+a) и спуске (-a) с различной начальной скоростью u до полной остановки (u1 = 0).