Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 13

                                                ,                                                (3)

где  i - уклон дороги или крутизна профиля дороги, равная тангенсу угла a наклона плоскости дороги к горизонтали (иногда называют коэффициентом сопротивления подъему). Уклон i дороги выражают в тысячных (промилле, ‰ ; 1‰=103.tga), сотых (процентах, % ; 1%=102.tga) или непосредственно значениями tga. Первое выражение используют в дорожной документации, второе - на предупреждающих дорожных знаках “крутой спуск” и “крутой подъем”, устанавливаемых перед опасными участками дорог для наземного безрельсового транспорта. При инженерных расчетах  предпочтительно последнее выражение;

fср - среднее значение коэффициента сопротивления качению;

jхср - среднее значение коэффициента продольного сцепления.

Значения fср и jхср принимают для летних и зимних дорожных условий.

Устойчивая круглогодичная работа машин на дорогах общей сети возможна при kj>0,3; на магистральных лесовозных дорогах - при kj=0,4-0,45; на упрощенных лесовозных дорогах - при kj>0,6; на местности в трудных условиях - при kj=1.

2.2 Определение масс машины

При любой компоновочной схеме сложной машины (поезда, агрегата) массы отдельных составных частей целесообразно привести к двухмассовой системе (полная масса тягача + полная масса прицепного звена). Это в дальнейшем упрощает выбор шин для колесного движителя и оценку тяговых свойств машины.

В зависимости от вида технологической  операции и типа машины масса груза mгт , располагаемого на тягаче, ориентировочно может быть принята по таблице 5 в зависимости от снаряженной (эксплуатационной) массы тягача mот.

При перевозке длинномерного неделимого груза, в частности древесины, масса груза mгт на вывозке прицепами и трелевке за комли в полупогруженном положении ориентировочно составляет mгт=(0,4-0,5)mг , а при вывозке роспусками и трелевке за вершины - mгт=(0,3-0,4)mг.

Расчетное значение нагрузки (веса) Qгт=gmгт (g - ускорение свободного падения; в инженерных расчетах g=9,81 м/с2) не должно превышать допустимых значений нагрузок на коник, седло, щит или грузовую платформу машины, принятой в качестве базовой. В случае необходимости корректируют величину mгт.